Горе уму, или Интеллектуальные игры в бисер в Смоленске

Культура

Год театра завершился, как оно и положено в театре, который носит имя русского классика-драматурга Александра Сергеевича Грибоедова, премьерой его «гореумной» комедии.

Язвительный и ироничный Грибоедов, прославившийся своим драматургическим «Горем», - невероятно сложный автор для реализации сценических замыслов. Его блистательное остроумие, нашедшее отражение в хлестких афоризмах, из которых и состоит «тело» пьесы, чересчур литературно. А значит, многословно. Обилие текста мешает режиссеру построить яркое и образное сценическое действо, существенно затрудняя выбор выразительных инструментов и средств.

Кстати, даже такому маститому режиссеру, каким является заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, постановка пьесы «Горе от ума» далась нелегко. Концепция «гореумной» комедии претерпела кардинальные изменения буквально за три (!) дня до премьеры, которая состоялась в июне 2016 года. Трудно сказать, каким образом Барковский изначально хотел интерпретировать грибоедовскую горькую шутку о бессмысленном акте «метания бисера перед свиньями», но конечный результат трудного поиска образной системы сценического действа превзошел все мыслимые (и немыслимые!) ожидания.

Виталий Михайлович деликатно стряхнул «нафталин» веков с комедии, приевшейся многим еще со школьной скамьи. В конечном итоге горький и лукавый манифест Грибоедова чудеснейшим образом превратился в шоу. В насыщенное издевкой трагическое действо!

При этом режиссер в своем переосмыслении пьесы не собирался извращать Грибоедова до актуальной до вульгарности современности. Категорически избавившись от декораций, Барковский очищает поле для восприятия потока грибоедовской мысли. Гармоничные пластические этюды изящно подчеркивают атмосферу эпохи, соединяя «век нынешний и век минувший». Пластика танца (чувствуется рука балетмейстера Елены Егоровой) как нельзя лучше отражает характеры персонажей – духовную пустоту, поверхностность, лицемерие и «кувшинность рыл».

Танец – один из способов заострить внимание зрителя на чтении текста Грибоедова и монологов его героев. Ведь зритель порой бывает нечуток к словесному фонтанированию, реагируя лишь на отдельные, показавшиеся забавными, реплики. Ну и, конечно же, его внимание привлекают визуальные пассажи. На фоне извивающихся на сцене суетливых тел (Софья – Мария Вилюнова, Молчалин – Александр Кащаев, Лиза – Екатерина Максимова) бросается в глаза комическая ходульность путешественника по волнам философской мысли Чацкого (Юрий Гапеев) и статичность его альтер-эго Скалозуба (Евгений Ракицкий).

Сидел бы себе Чацкий в сторонке, сторонне наблюдая за «жизнью насекомых», так нет же: влез в самую гущу человеческого муравейника, разворошил его и, сетуя на несправедливость и всеобщую бесправедность, чешется, искусанный «человекомуравьями», как обезьяна на ярмарке! Обижен и смешон, и поделом…

Чтобы показать омерзительную паутину бессмысленных тотальных сплетен, опутавших высший свет, Барковский запускает фонограмму, где текст читается наоборот. Какофония звуков, имитирующих речь, как нельзя лучше передает обстановку безвременья XIX века. Какие изменения произошли в сознании современников? Да никаких! Безвременье бессмысленной гонки за чинами, карьеризма и браков по расчету процветает и по сей день.

Интересный нюанс – интерлюдии с участием некого Комедианта, в котором легко узнается сам драматург. Александр Сергеевич в цилиндре, поблескивая очками, время от времени появляется на сцене. Он как будто бы проверяет, как поживают его марионетки – персонажи пьесы. Вы будете предельно удивлены – роль А.С. Грибоедова исполняет…Ольга Федорова!

В «Горе от ума» изысканно все: музыкальное оформление (Сергей Хандрык), сценография (Виталий Барковский) и костюмы (Светлана Архипова) И, конечно же, хороша филигранная игра заслуженных артистов РФ Ирины Головановой, Галины Круть, Инны Флегантовой, Игоря Голубева, Сергея Тюмина, Анатолия Бибекина, а также актерские работы Константина Юхневича, Егора Деюна, Ирины Лисенковой, Веры Дуплий, Анастасии Кривцовой, Людмилы Моткиной, Марины Лукашовой и Алисы Биличенко.

Может ли отдельная личность быть услышана обществом? Что такое правда, и какова ее цена? Как ни пытается Чацкий со своим глуховатым голосом и внушительным ростом, решающий философские вопросы, показать всю силу своего ума, Барковский еще раз напоминает зрителю: «Горе от ума» - не трагедия! Смейтесь, господа, смейтесь над безумцем, влюбленным в шокирующую пустоту и пускающимся в долгие и ненужные дискуссии с толпой. У столичной толпы в кринолинах и фраках замшелое сознание – плетью обуха не перешибешь! Вот и змеится поземка слухов, и слышатся гадючьи злые шепотки…

…А нам-то что с того? Уж точно, «пролистывая» сценическое «Горе уму», не заскучаем. А заодно и к интеллектуальной игре одного из лучших режиссеров современности подключимся. Классика живее всех живых!                                                                       


Справка «РП»

В Год театра профессиональные коллективы Смоленска выпустили 17 (!) ярких премьер. Благодаря программе «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ смоляне показали свои спектакли в Липецке, Владимире и Самаре, а в Смоленске с визитом побывали труппы из Кишинева (Республика Молдова), Липецка, Владимира и Самары.

Крупнейшим событием Года театра стал Всероссийский театральный марафон, который от театра к театру, из города в город соединял подмостки и зрителей, синтезируя культурное пространство страны.

В масштабнейшей культурной эстафете приняли участие театральные коллективы из всех 85 регионов России. Смоляне участвовали в церемонии открытия марафона в Центральном Федеральном округе в Воронеже, в июне приняли от Брянского драматического театра Символ марафона, который затем был передан коллегам из Твери, где смоленский драмтеатр показал свои спектакли.

На театральной сцене региона с успехов прошли постановки Рязанского музыкального театра, «Ведогонь-театра» и Белорусского государственного театра кукол.

P.S.

Смоленский государственный драматический театр носит имя А.С. Грибоедова с 2004 года.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
сегодня, 11:51

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

38 минут назад
Бойцы получили дроны «Скворец», системы РЭБ, несколько типов...
сегодня, 11:37
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
Новости партнеров