"Алиса, космион у меня!" Блокбастер "Сто лет тому вперед" в Смоленске

Культура
"Алиса, космион у меня!" Блокбастер "Сто лет тому вперед" в Смоленске

18 апреля в российский прокат вышел фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед», снятый по мотивам одноименной повести Кира Булычева. Поклонники творчества советского фантаста ждали этот блокбастер больше года – сроки премьеры постоянно переносились. И вот наконец чудо произошло: розоволосая Алиса Селезнева (Дарья Верещагина) и Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) шагнули на большой экран.  

Скорее всего, зрителей, выросших на телесериале Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1984) вряд ли обрадует новейшая версия приключений Алисы в прошлом, в будущем и в альтернативной реальности, искаженной путешествиями во времени. Картина Андрющенко – совершенно иной самостоятельный кинопродукт, который имеет весьма опосредованное отношение к легендарному пятисерийному советскому фильму и книге Булычева. Так что сходства с первоисточниками ждать не приходится. От «Гостьи из будущего» новая картина унаследовала лишь музыку Евгения Крылатова и имена фигурирующих в повести героев. И никаких авосек, бутылок с кефиром и пионерских галстуков здесь по понятным причинам нет – времена нынче не те.  Да и привычному миелофону в фильме места не нашлось. Приборчик, позволяющий читать мысли людей и живности, заменили на некий таинственный сгусток энергии космион. Зарядился космионом, и прыгай туда-сюда во времени, пока не надоест изменять будущее!

Но есть и хорошие новости: в последние годы отечественный кинематограф проявляет недюжинный интерес к научной фантастике. Совершенно очевидно, что наши режиссеры «матереют» от картины к картине. Прогресс очевиден: каждая лента лучше и качественней предыдущей. Можно смело констатировать факт - фантастическое безвременье в кино закончилось.

Повторюсь, «Сто лет тому вперед» - абсолютно оригинальный, проект с лихо закрученным сюжетом. Современно снятый блокбастер, ориентированный на аудиторию XXI века. И хоть мнения критиков и зрителей разделились, посмотреть эту историю, в которой играют Виктория Исакова, Константин Хабенский, Александр Петров и поистине фантастически загримированный Юра Борисов, стоит. Дебютанту в большом кино Александру Андрющенко удалось снять вполне захватывающую приключенческую мелодраму про любовь шестнадцатилетней девушки из будущего и парня из 2024 года. Полагаю, ничего криминального в том нет, что картина про путешественников во времени сработана по канонам Вселенной Marvel, потому и придется по вкусу привычной к комиксам молодежной аудитории. Жизнь на месте не стоит, и новая экранизация Булычева, полная ярких визуальных находок, спецээфектов и похожая на компьютерную игру, заслуживает право на существование.

Визуальный ряд и калейдоскоп локаций в фильме - аттракционе Андрющенко на высоте. Дома с круглыми окнами - иллюминаторами, внутри которых растут ветвистые деревья, органично вписывающиеся в архитектуру строений будущего, «эффект бабочки», вызванный временным континуумом, противоборство желающих захватить галактику пиратам. Весельчака У блестяще играет Александр Петров, которого уже окрестили российским Джеком Воробьем, в роли зловещего телепата Глота (персонаж заимствован из мультфильма «Тайна третьей планеты») выступил бесстрастный Юра Борисов в гриме. Кстати, перед каждой съемкой актеру приходилось гримироваться больше двух часов - испытание не для слабонервных! Есть и свой робот Вертер, утративший человеческое обличье и в большей степени смахивающий на летающую умную колонку (Вертера озвучил Федор Бондарчук).

Картина делится на смысловые и событийные блоки – знакомое зрителю прошлое, зачаровывающее будущее и мрачная, утонувшая во тьме альтернативная реальность, созданная зловещим фанатиком Глотом, который мечтает поработить космические просторы. Но его мечтам сбыться не суждено. Затерянная в прошлом мать Алисы, Кира (как выяснится, бесстрашная супергероиня, отважно сражающаяся с межгалактическим злом во имя мира во всем мире) встретится с дочерью и продолжит биться с пиратами плечом к плечу уже со своей смелой девочкой.

С пиратами тоже не все гладко. Альтернативная реальность изменит Весельчака У. Мерзкий злодей-ломака превратится в эдакого хихикающего душку, который не скрывает своих симпатий к… воинственной матери Алисы! А ведь она когда-то лишила в сражении его руки. Влюбленность (впрочем, не только она) заставит пирата перековаться и, проявив героизм, примкнуть к своим бывшим врагам. К сожалению, с любовью не заладится не только у Весельчака У, но и у Коли с Алисой. Они живут в разных мирах, их разделяет река времени. Чувства останутся как воспоминание о прекрасном, пережитом юношей из прошлого и девушкой из будущего, осознающей, что их союз невозможен. Во времени Алисы Коля Герасимов безнадежно мертв…

В фильме плохо и натужно одно: нарочитая феминизация женских персонажей, отчаянно машущих руками и ногами. Очевидно, что редкая женщина сможет в рукопашном бою противостоять мужчине. Да ей это и ни к чему вовсе, функции у представителей разных полов иные, особого смысла изображать из себя на экране бой - бабу нет. Разве что для укрепления в сознании мифа о бойцовских качествах прекрасного пола, что в корне неверно, а местами и вредоносно. Вносить коррективы в парадигму «мужское – женское» чревато непредсказуемыми последствиями!

И все же, несмотря на откровенный феминизм (утонченный Коля Герасимов явно не тянет на поигрывающего бицепсами героя, а папа Алисы, занимающийся сохранением космической флоры и фауны, тоже выглядит слабаком - романтиком), фильм «Сто лет тому вперед» все равно звучит радостно, свежо и оптимистично. Ведь фантастические произведения Кира Булычева полны истинного гуманизма, они излучают свет добра и любви к человеку и природе. «Мы все думаем о будущем, боимся и надеемся. Иначе перестанем быть людьми», - писал Булычев. Эти полные безудержных фантазий и гипотез книги учат ребенка заботиться о братьях наших меньших, ценить дружбу и дорожить ей, даже если ради нее потребуется принести в жертву собственную жизнь. Лишь в этом случае прекрасное далеко не будет к нам жестоко – других вариантов нет.

Совершенно очевидно, что фильм Александра Андрющенко спровоцирует читательский интерес к произведениям Булычева. А это значит, что «Сто лет тому вперед» сняли не зря!

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:13
Александр Новиков отметил, что общие цели - экономическое и ...
вчера, 21:44
вчера, 21:10
Сотрудники Госавтоинспекции провели совместный с судебными п...
вчера, 20:26
Наш регион «пожелтел» на карте Гидрометцентра.