Здесь птицы не поют... Премьера фильма "Блиндаж" в Смоленске

Культура
Здесь птицы не поют... Премьера фильма "Блиндаж" в Смоленске

25 апреля в российский прокат вышла военная драма Марка Горобца «Блиндаж». Фильм жесткий, «зубодробительный» и, несмотря на мистическую подоплеку и вторичность основной фабульной линии, правдивый. Да, именно правдивый, несмотря на волну негатива, инспирированную так называемыми «заклепочниками».

           Вечные сюжеты, «попаданцы» и «заклепочники»

Скажу честно: идти на «Блиндаж» в кинозал не хотелось от слова «совсем». Слишком уж синопсис фильма смахивает на фантастическую историю, снятую пятнадцать лет назад режиссером Андреем Малюковым. Речь, конечно же, идет о картине «Мы из будущего», в которой играет наш земляк, выпускник театра-студии «Диалог» Андрей Терентьев. Перемещение во времени, места жестоких боев, беспринципные черные копатели, готовые ради личной выгоды осквернять могилы павших героев. Мы все это уже видели, не так ли?

Количество сюжетов в мировой литературе (а к ней в некотором роде можно отнести и сценарий художественного фильма) весьма ограничено. Кто-то называет девять сюжетов, другие склоняются к точке зрения, что таковых двенадцать. Великий Хорхе Луис Борхес в коротком эссе под названием «Четыре цикла» вообще склонен утверждать, что существует всего четыре фабулы, которые литература будет рассказывать вечно: «Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде».

Так или иначе, но существуют вечные сюжеты, и один из них присущ приключенческой и фантастической литературе – это истории про путешественников во времени. Как их принято называть сегодня, про «попаданцев».

Мы не будем обсуждать достоинства и вопиющие проколы картины Андрея Малюкова. Чего только стоит ползающая по окопам героиня Екатерины Климовой с голыми ободранными коленками и в короткой юбке! Да ни одной санитарке в голову не пришло бы подобное хотя бы из физиологических соображений и реальной возможности спровоцировать сепсис…

Важным было другое. По словам Андрея Терентьева, «сейчас, когда фильмы о войне набили зрителю оскомину, да и сама военная тематика исчерпала себя, нужно искать новые оригинальные способы подачи сюжетов о Великой Отечественной».

Режиссер Андрей Малюков захотел показать в своем фильме связь времен: «Мы не пытались критиковать нынешнее время или хвалить его. Просто захотелось показать соприкосновение времен, чтобы зритель сам понял, что ценного в нашем времени и что мы безвозвратно утратили. Суть картины в том, чтобы объяснить, ради чего стоит жить».

В тему про «попаданцев» Марк Горобец внес новые краски и новый смысл. В результате получился «Блиндаж» - абсолютно самостоятельное кинематографическое высказывание, быть может, задевающее педантичных «заклепочников». «Блиндаж» - свежий взгляд и на войну, и на современников, которым посчастливилось не «нюхнуть пороха» огненной лавины Великой Отечественной.

Кстати, о «заклепочниках» - у читателя может возникнуть вопрос, кто это?

Объясняет кинорежиссер Ренат Давлетьяров: «Есть категория зрителей, их называют «заклепочники». Они отслеживают самые ничтожные ошибки - вроде того, что на танках не те заклепки, и яростно критикуют за это авторов, причем судят с бесшабашным космическим размахом о чем угодно».
Еще раз повторюсь: кино – это иллюзия. В кино главенствует визуализированный смысл, ради чего городят на экране весь этот художественный огород.

    «Блиндаж» - свежий взгляд на войну глазами современников

О чем фильм?

Сергей Игнатов (Александр Метелкин) - врач «скорой помощи» из Донбасса. В силу профессии он вынужден сталкиваться со смертью (в первых кадрах фильма - страшное ДТП) и выгорел эмоционально и физически. Фатальное безденежье заставляет Сергея пуститься в авантюру, которая сулит легкие деньги. Инициатива исходит от его немецкого друга Пауля (Даниэль Литтау) - циничного охотника за артефактами Великой Отечественной. Отлично говорящий по-русски Пауль не испытывает мук совести, раскапывая останки солдат: «Мертвым все равно». Прежде чем отправиться в леса, где в 1941 году шли ожесточенные бои, Пауль приезжает к монументу на Саур - Могиле. Нетрудно догадаться, что вовсе не с целью поклониться павшим в бою солдатам. С высоты практически птичьего полета Паулю легче высмотреть и сравнить с картой места «поисковых работ».

Герои фильма переодеваются в советскую военную форму (ушлый ловкач Пауль позаимствовал ее у реконструкторов для маскировки) находят полуразрушенный блиндаж и мистическим образом оказываются в 1941 году в окопах в момент фашистской атаки. Представьте себе ужас парней из XXI века, попавших в эпицентр чудовищной бойни! На их глазах каждую секунду гибнут бойцы, смерть по пятам следует за растревожившими братскую могилу осквернителями блиндажа… «Они все мертвые! - в отчаянии осознает Пауль, который мечется среди советских солдат. - Я среди призраков...».

Шансов выжить у вступивших в смертельную битву бойцов нет, и Пауль, досконально проштудировавший историю Великой Отечественной, прекрасно это знает.

Знаменитый снайпер Василий Зайцев в своих мемуарах «За Волгой земли для нас не было» упоминает, что прибывший в Сталинград пехотинец жил примерно сутки. А рота пехоты (около ста человек) в атаке жила около получаса.

Горобцу удалось максимально, до предела наполнить пространство экрана круговоротом кадров кипящего военного ада, создать эффект присутствия. Пули с тошнотворным свистом впиваются в тела, осколки снарядов вспарывают животы и спины. Пулеметные очереди, взрывы гранат, кровавые лохмотья шинелей…

Крупным планом - смотрящие в одну точку глаза мертвецов. Гипертрофированный, не щадящий зрителя натурализм и безысходность! Зритель вместе с Паулем и Сергеем (у каждого из них своя миссия – одному с помощью металлоискателя предстоит обезвреживать мины, другому – бинтовать раненых) невольно попадает в кошмарную реальность военного прошлого.

Здесь нет места слащавой любовной линии, от которой по понятным причинам не смогли отказаться создатели «Мы из будущего». Есть лишь пунктирная линия, намекающая на чувства, несмело, робко и трагически расцветшие в пепле горнила войны. Есть другое: проблема выбора – с кем ты? Паулю и Сергею, каким-то чудом встретившего в прошлом своего погибшего в окопе под Саур - Могилой юного деда, придется решить эту дилемму. Решить – и остаться друзьями, осознав всю тяжесть окопной правды, подарившей нашим современникам истинный свет смысла жизни.

Пожалуй, лейтмотивом мрачной, невыносимо тяжелой драмы Горобца стала фраза, стоически произнесенная одним из бойцов, который отдает себе отчет – в готовящемся немцами наступлении остаться в живых никому не удастся: «Мы умрем... но мы должны дать Родине еще один день... этот день». Чтобы родные и близкие прожили еще сутки, чтобы с конвейера завода сошел еще один танк или самолет.

«Блиндаж» - еще один раздирающий душу фильм, адресованный молодежной аудитории и яростно кричащий о том, что забывать о войне нельзя. Преступно и чревато непредсказуемыми, трагическими последствиями! Впадешь в беспамятство и забудешь – и она снова придет в твой дом, ломая хрупкие кости и вырывая куски мяса безжалостными к жизни гусеницами танка.

О том, что все это реально, говорит и несколько конъюнктурный режиссерский ход – действие драмы разворачивается в многострадальной Донецкой области, познавшей нечеловеческие страдания и боль уже в наше время.

Мы должны, обязаны ПОМНИТЬ!

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 22:38
сегодня, 21:52
Под руководством Министерства лесного хозяйства и охраны объектов...
сегодня, 20:14
Публикуем программу мероприятий, которые запланированы с 18 ...