В противном случае автомобилистам необходимо обращаться в Банк России, Роспотребнадзор или суд.
Сотрудники управления антимонопольной службы отметили рост числа жалоб от смолян на страховщиков, которые либо отказывают им в выдачи полиса ОСАГО, либо в обязательном порядке требуют оформить допуслугу – застраховать жизнь или имущество.
- Страховые компании не вправе навязывать дополнительные услуги, а также отказать в выдаче полиса ОСАГО. Это не обсуждается, - заявил на пресс-конференции со СМИ заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС Андрей Романов.
Чтобы не пострадать от незаконных действий страховщиков, автовладельцу необходимо зафиксировать факт отказа в страховании или навязывании допуслуг.
- Конечно, страховые компании злоупотребляют своими правами и поймать их «за руку» сложно, поэтому страхователю нужно подать письменное заявление. Иными словами зафиксировать свой приход в офис. Обычно заявление пишется в двух экземплярах, к нему прикладываются ксерокопии всех необходимых документов. Их необходимо отдать в канцелярию страховой фирмы или агенту. Те, в свою очередь, должны поставить отметку, что документ принят. Если страхователю отказывают в принятии документов, тогда он должен отправить бумаги по почте, - рассказал Андрей Александрович. – Но так как законодательство не устанавливает срок рассмотрения заявления, людям мы рекомендуем обращаться за полисами заранее.
Если страховая компания в течение месяца не ответила на заявление клиента или отказала ему, то сотрудники ведомства советуют, в первую очередь, обратиться в Банк России. В Смоленске он находится на ул. Большая Советская, 41/18 (тел: (4812) 64-94-01, факс: (4812) 64-94-49).
- Деятельность страховых компаний контролирует Центробанк. У него есть рычаги для того, чтобы обязать страховщика действовать в правовом поле. Это статья 15.34.1 КОАП РФ. В ней указано, что «Необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования», - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, - процитировал законодательство Андрей Романов.
Сотрудники регионального УФАС напоминают, что с жалобами на страховые компании можно обращаться и в Роспотребнадзор (в Смоленске управление находится на ул. Тенишевой, 26, тел: (4812) 38-25-10). В его компетенцию входит рассмотрение случаев, когда страховые компании вводят в заблуждение своих клиентов. К примеру, если автомобилист услышит от агента, что в компании закончились бланки ОСАГО. Но и в этом случае все должно быть зафиксировано, например, с помощью камеры или диктофона.
- Мы же, в свою очередь, можем контролировать только тех страховщиков, которые занимают доминирующее положение в регионе. Однако, по данным на конец 2013 года (именно тогда региональное ведомство проводило анализ рынка Смоленщины, - «РП»), таковых на территории региона нет, - заявил начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС. - Поэтому некоторые заявители, которые обращаются к нам, прикладывая практику из других регионов, по которым антимонопольный орган возбуждает дела, должны знать, что у нас она не может быть принята. Так как в других регионах страховщик занимает доминирующее положение.
Четвертый рычаг – это суд. Но этот вариант более долгий и затратный.
Фото: http://carclub.ru