«Мины замедленного действия» на улице Дзержинского

Общество

Отремонтированная улица Дзержинского принесла уже немало «сюрпризов» в виде пляшущих рельсов. Однако если разобраться, то все эти «приключения» вполне закономерны и являются следствием того, как проводился ремонт одной из центральных улиц Смоленска.

Проблемы с рельсами на улице Дзержинского начались уже через несколько месяцев после ремонта. Уже в мае 2014-го мы писали о том, как рельсы выгнуло дугой.
Тогда депутат горсовета Геннадий Погуляев заявил: «Расширение металла в жаркую погоду – естественный процесс. У железнодорожников это называется «выброс пути». Другое дело, что через каждые 700 метров рельсы должны крепиться с помощью специальных устройств. На улице Дзержинского этого предусмотрено не было: на 1,5 км рельсов не устанавливали стыков».
Нельзя не согласиться с высказыванием чиновника, но попробуем все-таки разобраться с этой проблемой с помощью регламентирующих документов.
Так, в СНиП III-39-76 «Трамвайные пути» не сказано ни слова о длине бесстыковых рельсовых путей. Но есть другие интересные факты. Например, в пункте 3.37: «На участках пути с дорожным покрытием, на кривых участках, в специальных частях, в пределах переездов, а также при соединении рельсов разных типов все стыки должны быть сварными. <...> При этом разность уровней головок и смещение рабочих граней рельсов не должны превышать 1 мм».
Особенно выделим фразы про кривые участки и сварные стыки. Кстати, в конце пункта 3.38 сказано, что «все сварные стыки должны проверяться дефектоскопом». В более «молодых» нормативах, например СНиП 2.05.09-90, говорится: «Трамвайный путь, как правило, должен быть бесстыковым. <...> На обычных линиях с дорожным покрытием рельсы надлежит сваривать в плети. Длина рельсовой плети не лимитируется и может быть ограничена только наличием несварного узла, деформационного шва на искусственных сооружениях и т. п. <...> Плети разделяются температурными компенсаторами (уравнительными приборами). Границы рельсовых плетей, укладываемых на мостах, путепроводах и эстакадах, должны назначаться с учетом расположения деформационных швов».
Здесь особенно выделим фразы о том, что рельсы надо сваривать в плети и о нелимитируемой длине рельсов.
В 2001 году появились «Правила технической эксплуатации трамвая», кстати, утвержденные Министерством транспорта. В них сказано, что «на трамвайных линиях на совмещенном полотне (с дорожным покрытием) все стыки рельсов должны быть сварными. На обособленном полотне могут применяться сборные стыки». Сборные стыки должны быть каждые 75 -100 метров, а максимальный зазор в них - не более 20 мм. Если резюмировать все документы, регламентирующие укладку рельсов, то можно отметить: в случае, если по трамвайному пути могут перемещаться автомобили, рельсы должны быть сварены на все своем протяжении, особенно в местах изгибов. Кстати, перелопатив СНИПы, мы так и не нашли цифру в 700 метров, о которой заявлял депутат Погуляев.
А теперь рассмотрим, какие из правил и нормативов укладки рельсов были нарушены при реконструкции рельсов на улице Дзержинского.
Еще до завершения ремонта была обнаружена странная особенность одного сварного стыка рельсов, в котором пошла трещина. Обычно стыки проверяют дефектоскопами. Использовался ли он - неизвестно. Возможно, стык просто зачистили, не устраняя трещину.
На улице Дзержинского уложено совмещенное рельсовое полотно, на которое могут заезжать автомобилисты. Напомним, в таком случае рельсы должны быть сварены в плети на всем своем протяжении. А вот что получили смоляне: на 22 июля 2014 года, почти через год после завершения ремонта, рельсы содержат как минимум 54 ненормативных сборных стыка (к сожалению, отснять и проверить все стыки – слишком трудоемкое занятие, не удивимся, если всего сборных стыков около сотни) на почти километр двухстороннего рельсового пути! Это 13 стыков на одну рельсовую плеть или в среднем сборный стык через каждые 80 метров (а это, наверное, те самые стыки, которых не устанавливали на протяжении 1,5 км)! Притом что сборные стыки вообще не должны участвовать в конструкции совмещенных с дорогой трамвайных путей, но они противоречат еще одному нормативу, относящемуся к трамвайным путям, отделенным от проезжей части (например, как ул. Багратиона, ул. Нахимова). Норматив максимального зазора в сборном стыке - 20 мм.
И это мы отмечали лишь те стыки, размер которых более 30 мм. Казалось бы, чудовищная халатность, безалаберная неосмотрительность, но и это еще не все.
Некоторые сборные стыки превышали норматив в 2 раза. Но нашлись и те, которые превышали норму в 4(!) раза. И никто их не заметил. Причем самые грубые нарушения допущены в местах, где рельсы изгибаются!
Улица Дзержинского сейчас должна была находиться на гарантии у фирмы, которая ее делала. Неужели за год эксплуатации никому не пришло в голову обратиться туда с претензией?
Впрочем, спустя некоторое время руководству города все-таки доложили о том, что укладка рельсов в Смоленске выполнена с грубыми нарушениями. Но вот незадача - фирма уже обанкротилась. Есть правопреемная организация, но она почему-то не может исправить недочеты предшественника.
Теперь устранение «сюрпризов», которые преподносят рельсы, видимо, ляжет на плечи муниципального бюджета.
Итого, что же получил Смоленск в результате реконструкции рельсов на улице Дзержинского? Стыки рельсов не сварены, некоторые из них «стыдливо» покрыли «налитым» металлом. И если вставка части рельса в широченный стык принесла хоть какую-то пользу (звук прохода трамвая стал тише), то все остальное не дало никакого положительного эффекта. Вагон как «падал» с одной рельсы на другую, так и продолжает. Чем плохи ненормированные стыки? Из-за них возникают звонкие удары колес трамвая о рельсы и дополнительная вибрация. Это дополнительный дискомфорт при езде и быстрое изнашивание как рельсов, так и самих трамваев.
Еще один минус - несваренные плети в изгибах рельсов. Из-за них на стыках получается не идеальное закругление, а небольшие углы. Пассажиры трамваев ощущают их как толчки в сторону. Все это еще больше увеличивает нагрузку на рельсы, на вагон и даже на окрестные дома, в которых ощущается вибрация от проезда трамваев. Но это еще не самое главное. Несваренные стыки - это места, где наиболее вероятен сход вагонов с рельсов.
В общем, на улице Дзержинского сами строители создали все условия для аварий.
В сухом остатке Смоленск после реконструкции рельсов на улице Дзержинского получил лишь кратковременное улучшение движения трамваев и массу «мин замедленного действия», которые обязательно заявят о себе, хорошо если не в ближайшем будущем.
Автор: Евгений Пленкин.








Загрузка комментариев...
Читайте также
4 минуты назад
Им стал бывший заместитель прокурора области Геннадий Сенчен...
19 минут назад
Поправки, в частности, устанавливают исчерпывающий перечень ...
54 минуты назад

Автор поста сообщает, что тело женщины обнаружили у подъезда....

сегодня, 09:16
Центр организации дорожного движения сообщает об отключении ...
Новости партнеров