Врач из Смоленска покорит Арктику в восьмой раз

Общество

Смоленский врач Юрий Вавулов отправится в Арктику с экспедицией в составе 28 человек.  Планируется, что полярники начнут строительство взлетно-посадочной полосы, предназначенной для дрейфующей научно-исследовательской станции «Барнео», уже 31 марта.    

- Российская полярная станция «Барнео» - единственная в этих широтах, и мы здесь одни на многие тысячи километров, - говорит врач поисково-спасательной базы Гражданской авиации, хирург поликлиники №6 г. Смоленска Юрий Вавулов. – Она уникальна: ни американцы, ни канадцы, ни норвежцы не десантируются на полярные льды и не строят на Северном полюсе взлетно-посадочных полос. Зачем мы осваиваем Арктику? Это демонстрация силы России, борьба за первенство в стратегической гонке за Север.
…Ил-76, под завязку груженый топливом, тяжело разбегаясь, отрывается от взлетной полосы Мурманска и берет курс на северо-восток, до Земли Франца-Иосифа, а затем по меридиану – к макушке планеты. Через два часа в иллюминаторе появляются первые льдины. Десантники, которые прыгают вместе с грузом, в последний раз проверяют снаряжение. Десантирование на дрейфующий лед Арктики – одна из самых сложных «забав» настоящих мужчин.

За бортом – минус 6 по Цельсию. Самолет резко снижается, и теперь нужно отыскать большую льдину без разломов, где могут разместиться базовая полярная станция и аэродром. Сбросить груз нужно с первой попытки. Время ограничено – топлива хватит лишь на обратную дорогу. Груженые платформы по инерции уходят с борта самолета за 15 секунд. Высота предельно мала – около 300 метров.

Такой способ десантирования грузов наши летчики придумали четверть века назад, но до сих пор его используют лишь в отечественной авиации. Все платформы точно ложатся на лед – выполнить такой сложный маневр способны несколько экипажей ВВС.

Когда начало полярной станции будет положено, полярники займутся круглосуточно строительством взлетно-посадочной полосы. Торосы и трещины рубят топорами, а ямы заливают водой, как каток. Счет идет не на дни, а на часы: начинать строительство можно только в конце марта - начале апреля. Уже в мае начнется таяние льдов, и до этого времени нужно провести весь комплекс научно – исследовательских работ.

Из бортового журнала хирурга

«...Главная опасность, подстерегающая полярника, - холод. Если двигаться и быть тепло одетым, при минус 47 по Цельсию можно выдержать двое суток. Но… потом обязательно захочется спать, и тогда верная смерть. Я говорил своим: «Ребята, терпеть не нужно. Чуть что – обморожение и гангрена. Следите за собой. Никто вас не гонит, все равно эту работу мы сделаем…»

Сам работал вдалеке от палатки, так пришлось кулак в рот засунуть, чтобы пальцы не потерять. Понял, что не добегу. Вот и брали теплой одежды с запасом. Не для себя, так для товарища. Когда мороз и 100-процентная влажность, ощущаешь каждый градус. Каждый!»

Справка «РП»

Дрейфующая база «Барнео» ежегодно начинает свою работу на 89-м градусе Северной широты примерно в 110 км от Северного полюса. Станция создана под эгидой Русского географического общества экспедиционным центром «Полюс» Ассоциации полярников России в 2000-м году.  

Фото: rg.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
3 минуты назад
В преддверии национального Дня донора в России смоленские мо...
37 минут назад
Более 3,5 тысячи активистов «Единой России», МГЕР и «Волонте...
сегодня, 12:16
Законопроект рассматривался на заседании комитета Смоленской...
сегодня, 11:40
Недавно «Рабочий путь» поднял проблему, сложившуюся вокруг в...
Новости партнеров