Прощание «Смолянки»

Общество

Команда теплохода вынуждена прекратить свою работу, натолкнувшись на волну непонимания со стороны местных властей. Несмотря на отсутствие запрета судоходства по Днепру, чиновники не дают разрешения на организацию водного туристического маршрута в Смоленске. Этой весной экипаж проводит последние благотворительные рейсы.

Проблема

История судна началась в 2009 году. «Нептун» (так изначально назывался теплоход) приобрели в Могилевском речном порту, чтобы катать смолян. Переименовав в «Смолянку», его зарегистрировали в Речном реестре РФ. Судно стало единственным водным транспортом на российской части Днепра.

Прогулки по реке открылись с 2010 года. Но только один сезон плавание было безоблачным. Летом 2011-го транспортная прокуратура усомнилась, что поездки по воде безопасны. Опасения были связаны с затонувшим в том же году теплоходом «Булгария» в Татарстане. Однако «Смолянка» регулярно проходила все проверки Центрального управления Государственного речного надзора и имела лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным путем. И все же надзорный орган, проверив пассажирский теплоход, установил: компания «Днепровский фарватер» осуществляла судоходство по реке, не являющейся внутренним водным путем, без навигационно-гидрографического обеспечения и инфраструктуры, обеспечивающей безопасное судоходство. Исковое заявление транспортной прокуратуры удовлетворил Промышленный районный суд г. Смоленска.

Постановление, оставившее жителей города без речных прогулок, судоходная компания обжаловала в областном суде. В удовлетворении кассационной жалобы отказали, запрет остался в силе. «Днепровский фарватер» свою деятельность прекратил. Появилось ООО «Пристань»…

Решение

Однако, по словам капитана-механика судна Константина Ковалева, вопрос о судоходстве рек, не вошедших в реестр, может решить местная власть. Его слова доказывает то, что в ряде регионов речные трамвайчики существуют. А в Орле и Санкт-Петербурге суда плавают по водным путям, которые не зарегистрированы в реестре, благодаря местным муниципальным актам.

- В решении исполкома Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 07.06.1977 г. №348, которое я нашел в архиве, написано: «В целях сохранения рыбных запасов, исключения размыва берегов запретить эксплуатацию быстроходных судов («Заря»), глиссирующих моторных лодок и разрешить судоходство теплоходов («Москвич») для доставки людей в места отдыха». Однако Днепр не был включен в Реестр внутренних водных путей РСФСР (это, кстати, не значит, что на судоходство тут наложен запрет, внутренние водные пути РФ - это единая глубоководная система, имеющая стратегическое значение, куда государство вкладывает деньги, дабы поддержать гарантированную глубину судового хода), и это фактически похоронило судоходство в Смоленске, - пояснил Константин Ковалев.

Последовали хождения по кабинетам администрации. Противников у «Смолянки» не много, но и ее сторонники в основном ограничиваются «пониманием ситуации», а решение о возобновлении речных прогулок не принимают.

- В Орле ситуация аналогичная: участок реки Оки в городе не включен в перечень внутренних водных путей. Однако муниципальные власти поддержали работу речного трамвайчика, выпустив соответствующее решение. На основании его команда теплохода выиграла у транспортной прокуратуры три суда, в частности апелляционный арбитражный суд, который пояснил, что запрет эксплуатации теплохода на реке, не входящей в перечень внутренних водных путей, отсутствует. Без изменения это решение оставил и федеральный арбитражный суд Центрального округа, - продолжил капитан-механик. - Наше предприятие, предлагая принять местные правила судоходства, предполагает расширение. Мы не являемся судовладельцами, а занимаемся эксплуатацией теплохода. Персонал имеет возможность одновременно эксплуатировать два теплохода, неважно, чей будет второй. И правила мы просим принять для всех желающих работать на реке, независимо от формы собственности, будь то ИП, ООО или МУП. На наш взгляд, без жесткой конкуренции можно эксплуатировать три пассажирских судна (прогулки, аренда и экскурсии в Белоруссию), кроме этого, можно организовать грузовые перевозки, как это сделано в Западной Европе, для разгрузки автомобильных трасс, - заключил наш собеседник.

16 мая. «Смолянка» отправляется в благотворительный рейс. Сегодня ее пассажиры - ветераны. Звучат военные и современные песни, частушки, под которые каждый готов сплясать. Эта поездка стала по-настоящему особенной. Во-первых, команда теплохода подарила радость пожилым людям. Во-вторых, ситуация с запретом эксплуатации судна сложилась таким образом, что этот выход по Днепру вполне мог быть для «Смолянки» последним. Дело в том, что сейчас судно может существовать только за счет аренды (3,5 - 4 тыс. рублей за час), но, как показала практика, этого на продолжение деятельности не хватает. Да и снять теплоход могут себе позволить единицы.

«Мы просим разрешить нам работать, дать возможность поставить причал и организовать расписание поездок для смолян, чтобы простые граждане могли позволить себе этот вид отдыха (поездки порядка 250 руб. за полтора часа, детям - бесплатно. - Прим. «РП»)», - говорит Константин Ковалев.

Если этого не произойдет, скорее всего, с судоходством в областном центре будет совсем покончено. А ведь так хочется, чтобы в Смоленске, где не слишком много развлечений, действовали речные прогулки. Иначе для кого тогда чистят дно Днепра?

ЦИФРЫ

«Средняя глубина на маршруте теплохода 3 метра, а для такого судна, как «Смолянка», нужно всего 57 см: осадка 42 см, 15 см - запас. Так что глубины хватает!» - подчеркнул Константин Ковалев.

6,3 млн. рублей из федеральной казны выделено на расчистку русла Днепра в 2015 году. 17,2 млн. - ушло на эти цели в 2014-м.

МНЕНИЕ

Председатель Ленинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Валентина Кузьменкова:

- В прошлом году команда теплохода безвозмездно организовала на «Смолянке» фестиваль творчества детей-инвалидов. Тогда на судне смогли покататься более 30 детей. Им очень понравилось… Конкурсы, фокусы… Сейчас дети спрашивают, смогут ли они покататься на «Смолянке» вновь, но из-за неопределенности насчет судьбы теплохода мы не можем им ничего ответить.

СКАЗАНО

Глава администрации Смоленска Николай Алашеев:

- Мы знакомы с ситуацией в Орле, где судоходство стало возможно благодаря местному закону. На данный момент мы запросили информацию из транспортной прокуратуры. После того как ознакомимся с ней, будет принято решение, в чьей компетенции - муниципальной или региональной - решение этого вопроса. Убежден, запуск речного трамвайчика летом был бы интересен смолянам и гостям города.

Депутат Смоленского горсовета Вадим Косых:

- Я поддерживаю необходимость организации речного маршрута. Он стал бы хорошим отдыхом для горожан и помог бы заинтересовать и привлечь в Смоленск еще больше туристов.


Автор: Ольга Градова







Загрузка комментариев...
Читайте также
38 минут назад
Губернатор Василий Анохин призвал смолян проголосовать за лю...
сегодня, 09:17
Герой рисковал жизнью, но смог вытащить обессилевшего мужчин...
сегодня, 08:36
Из-за этого по нескольким адресам отключили холодное водосна...
Новости партнеров