«Смоленский ковчег» берет новую высоту

Культура

С 26 сентября по 3 октября в Смоленске пройдет Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Победители и лауреаты прошлых лет».
На Большой сцене Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова будут представлены конкурсные спектакли коллективов из Липецка, Пинска, Костромы, Мичуринска, Гомеля, Витебска и Смоленска.
Вход на конкурные спектакли бесплатный. Прерогатива при получении пригласительных билетов предоставляется зрителям, которые регулярно используют «Пушкинскую карту».
В рамках фестиваля в Доме актера и на Малой сцене состоятся мастер-классы и круглые столы, освещающие проблемы и вопросы театрального искусства в современной культуре, в которых могут принять участие все желающие.

               Театр в состоянии изменить мир

Судейскую коллегию возглавил доктор философских наук МГУ имени Ломоносова, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, театральный критик, сотрудник Белорусской государственной академии искусств Вадим Салеев:

- «Смоленский ковчег» поразил меня возможностью изучить срез лучших областных театров России. Это - настоящее, временами неподдельное, неискусственное искусство.

На фестивале в Смоленске мы увидим работы российских и белорусских театров и посмотрим, куда они движутся в своем развитии. Самое главное и трудное в искусстве не потерять заявленную высоту. К сожалению, очень часто талантливые люди, достигнув высокого уровня, перестают расти.

Надеюсь, что жюри ждут новые стремления наших коллег дойти до вершины. Хочется, чтобы и в наше тяжелое время мы продолжали верить словам выдающегося реформатора театра XX Антонена Арто, который был убежден: театр в состоянии изменить мир.

               «Фестиваль превращается в масштабный форум»

Фестиваль реализован благодаря гранту, предоставленному Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

- Я благодарен организаторам фестиваля – они сделали все возможное, чтобы грант пришел на Смоленщину, - говорит театральный режиссер и педагог Петр Куликов. - Это - большой подарок зрителям от Министерства культуры России!

Я очень рад проекту, потому что мне предоставлена возможность видеть спектакли победителей фестиваля в развитии, как они наполняются актерским мастерством. Наблюдая за этой динамикой, ты расширяешь свое представление о театре и понимаешь, куда и в каком направлении он движется.

Восторг для профессионального жюри «Смоленского ковчега»!

Фестиваль на наших глазах превращается в масштабный форум, в рамках которого его участники проведут мастер – классы по режиссуре и актерскому мастерству, займутся решением серьезных педагогических аспектов и внесением элементов театральных новшеств в педагогику.

Я убежден: организаторами фестиваля выбран хороший формат проведения смотра.

               «Меня ожидает интригующая неделя!»

Профессор ГИТИСа Михаил Скандаров дебютирует в качестве члена жюри фестиваля «Смоленский ковчег»:

- Я с удовольствием откликнулся на приглашение приехать в Смоленск, программа которого обещает быть очень интересной и потрясает авторским и географическим разбросом. Насыщенность фестиваля спектаклями и театральными мероприятиями, предполагающими участие в дискуссиях и серьезных разговорах о театре, представляет большой интерес.

Меня ожидает интригующая неделя!

     «Фестиваль, ориентированный на зрителя, – большое социальное событие»

Театральный критик и аналитик театра, член Союза театральных деятелей России     Ольга Сенаторова досконально знает театральную «кухню» и является президентом многих фестивалей, обладает колоссальным опытом именно в организации громких проектов. Это - Федеральный фестиваль «Театральный Олимп» в Сочи, форум во Владимире «У Золотых ворот», ульяновский Всероссийский фестиваль «Отечество и судьбы. История государства российского» и международный проект в Новошахтинске «Поговорим о любви!..» (Ростовская область).

- Я очень не люблю вектор в фестивальном движении России, который называется «дружбанские фестивали», - призналась Ольга Сенаторова. -Зачастую творческий уровень таких фестивалей невысок. Их организаторы и участники забывают, что само время, в которое мы сейчас существуем, накладывает на них особую творческую и гражданскую ответственность.

Фестиваль должен иметь более широкое историческое значение, и театры, которые проводят подобные мероприятия, обязаны видеть дальше привычных горизонтов.

Приведу пример. Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» во Владимире (я имею к нему непосредственное отношение), запланировал провести фестиваль друзей, которые три года назад пришли на помощь терпящему бедствие театру - выгорели фойе и сцена. Через год Владимир соберет коллективы, которые не бросили театр в беде. Они оказались рядом, предоставив свои сцены, и помогли ему выжить и уверенно смотреть в будущее.

Если говорить о фестивале «Смоленский ковчег», сегодня в вашем городе происходит грандиозное событие пока еще неосознаваемого масштаба. Это – первый на моем счету фестиваль, который собирает настоящих друзей. Повторюсь, «Смоленский ковчег» не «дружбанский». В Смоленске создано определенное творческое пространство профессиональной требовательности, ответственности всех сторон, которые принимают участие в фестивале, и это знаковый процесс.

В фестивале принимают участие ставшие победителями театры, которые привозят свои новые работы. Это означает только одно: они хотят с помощью фестиваля подняться на новую творческую ступеньку. Очень важный, не являющийся легкомысленным шаг, ориентированный на жизнь и на зрителей.

Я была удивлена, когда узнала, что зрители не будут покупать билеты на спектакли «Смоленского ковчега». Фестиваль, ориентированный на зрителя, – большое социальное событие и гражданское деяние. Российский театр пережил проблемные периоды времени, когда на различных уровнях начали говорить: «Зритель нам не нужен, это – «нулевая категория», которая никого не интересует. Самое главное – самореализция художника».

Никто не против самореализации, но как она вписана в жизнь театра, в его историю и будущее, в жизнь города и его жителей?

Сегодня мы наблюдаем, как в Смоленске изменяется векторное направление театра, размышляющего о своем будущем, и которое становится приоритетное.

«Смоленский ковчег» берет новую высоту, заявляя новые форматы взаимоотношений с коллегами и зрителем.               

     «Каждое новое слово нужно проверить национальным театральным достоянием»

- В определенной степени мы забыли национальную театральную школу, - подчеркнула Ольга Сенаторова. - Речь не идет о том, чтобы с негативом относиться к экспериментальным поискам, которые имеют право на существование. Сегодня возникла острая необходимость перепроверить каждое новое слово нашим театральным достоянием. Время показывает, что основным критерием по-прежнему является художественная целостность спектакля, состоящая из многих компонентов, иногда не доработанных, порой забытых или представленных в неполном объеме. На «Смоленском ковчеге» мы будем говорить, как сегодня встраивается жизнь в театральное искусство.

Анастасия Петракова.

P.S.

Организаторы проекта - Смоленский государственный академический драматический театр имени А. С. Грибоедова и Смоленское региональное отделение «СТД РФ».

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
27 минут назад
По итогам двух этапов конкурсного отбора было представлено д...
сегодня, 19:09
По словам очевидцев, инцидент имел место на рейсе Вязьма – К...
сегодня, 18:32
В частности, в нем губернатор Смоленской области рассказывае...
сегодня, 18:16
Самый вкусный театр «Вишневый пирог» привез две награды с пр...
Новости партнеров