С 26 сентября по 3 октября в Смоленске пройдет Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Победители и лауреаты прошлых лет».
На Большой сцене Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова будут представлены конкурсные спектакли коллективов из Липецка, Пинска, Костромы, Мичуринска, Гомеля, Витебска и Смоленска.
Вход на конкурные спектакли бесплатный. Прерогатива при получении пригласительных билетов предоставляется зрителям, которые регулярно используют «Пушкинскую карту».
В рамках фестиваля в Доме актера и на Малой сцене состоятся мастер-классы и круглые столы, освещающие проблемы и вопросы театрального искусства в современной культуре, в которых могут принять участие все желающие.
Театр в состоянии изменить мир
Судейскую коллегию возглавил доктор философских наук МГУ имени Ломоносова, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, театральный критик, сотрудник Белорусской государственной академии искусств Вадим Салеев:
- «Смоленский ковчег» поразил меня возможностью изучить срез лучших областных театров России. Это - настоящее, временами неподдельное, неискусственное искусство.
На фестивале в Смоленске мы увидим работы российских и белорусских театров и посмотрим, куда они движутся в своем развитии. Самое главное и трудное в искусстве не потерять заявленную высоту. К сожалению, очень часто талантливые люди, достигнув высокого уровня, перестают расти.
Надеюсь, что жюри ждут новые стремления наших коллег дойти до вершины. Хочется, чтобы и в наше тяжелое время мы продолжали верить словам выдающегося реформатора театра XX Антонена Арто, который был убежден: театр в состоянии изменить мир.
«Фестиваль превращается в масштабный форум»
Фестиваль реализован благодаря гранту, предоставленному Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
- Я благодарен организаторам фестиваля – они сделали все возможное, чтобы грант пришел на Смоленщину, - говорит театральный режиссер и педагог Петр Куликов. - Это - большой подарок зрителям от Министерства культуры России!
Я очень рад проекту, потому что мне предоставлена возможность видеть спектакли победителей фестиваля в развитии, как они наполняются актерским мастерством. Наблюдая за этой динамикой, ты расширяешь свое представление о театре и понимаешь, куда и в каком направлении он движется.
Восторг для профессионального жюри «Смоленского ковчега»!
Фестиваль на наших глазах превращается в масштабный форум, в рамках которого его участники проведут мастер – классы по режиссуре и актерскому мастерству, займутся решением серьезных педагогических аспектов и внесением элементов театральных новшеств в педагогику.
Я убежден: организаторами фестиваля выбран хороший формат проведения смотра.
«Меня ожидает интригующая неделя!»
Профессор ГИТИСа Михаил Скандаров дебютирует в качестве члена жюри фестиваля «Смоленский ковчег»:
- Я с удовольствием откликнулся на приглашение приехать в Смоленск, программа которого обещает быть очень интересной и потрясает авторским и географическим разбросом. Насыщенность фестиваля спектаклями и театральными мероприятиями, предполагающими участие в дискуссиях и серьезных разговорах о театре, представляет большой интерес.
Меня ожидает интригующая неделя!
«Фестиваль, ориентированный на зрителя, – большое социальное событие»
Театральный критик и аналитик театра, член Союза театральных деятелей России Ольга Сенаторова досконально знает театральную «кухню» и является президентом многих фестивалей, обладает колоссальным опытом именно в организации громких проектов. Это - Федеральный фестиваль «Театральный Олимп» в Сочи, форум во Владимире «У Золотых ворот», ульяновский Всероссийский фестиваль «Отечество и судьбы. История государства российского» и международный проект в Новошахтинске «Поговорим о любви!..» (Ростовская область).
- Я очень не люблю вектор в фестивальном движении России, который называется «дружбанские фестивали», - призналась Ольга Сенаторова. -Зачастую творческий уровень таких фестивалей невысок. Их организаторы и участники забывают, что само время, в которое мы сейчас существуем, накладывает на них особую творческую и гражданскую ответственность.
Фестиваль должен иметь более широкое историческое значение, и театры, которые проводят подобные мероприятия, обязаны видеть дальше привычных горизонтов.
Приведу пример. Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» во Владимире (я имею к нему непосредственное отношение), запланировал провести фестиваль друзей, которые три года назад пришли на помощь терпящему бедствие театру - выгорели фойе и сцена. Через год Владимир соберет коллективы, которые не бросили театр в беде. Они оказались рядом, предоставив свои сцены, и помогли ему выжить и уверенно смотреть в будущее.
Если говорить о фестивале «Смоленский ковчег», сегодня в вашем городе происходит грандиозное событие пока еще неосознаваемого масштаба. Это – первый на моем счету фестиваль, который собирает настоящих друзей. Повторюсь, «Смоленский ковчег» не «дружбанский». В Смоленске создано определенное творческое пространство профессиональной требовательности, ответственности всех сторон, которые принимают участие в фестивале, и это знаковый процесс.
В фестивале принимают участие ставшие победителями театры, которые привозят свои новые работы. Это означает только одно: они хотят с помощью фестиваля подняться на новую творческую ступеньку. Очень важный, не являющийся легкомысленным шаг, ориентированный на жизнь и на зрителей.
Я была удивлена, когда узнала, что зрители не будут покупать билеты на спектакли «Смоленского ковчега». Фестиваль, ориентированный на зрителя, – большое социальное событие и гражданское деяние. Российский театр пережил проблемные периоды времени, когда на различных уровнях начали говорить: «Зритель нам не нужен, это – «нулевая категория», которая никого не интересует. Самое главное – самореализция художника».
Никто не против самореализации, но как она вписана в жизнь театра, в его историю и будущее, в жизнь города и его жителей?
Сегодня мы наблюдаем, как в Смоленске изменяется векторное направление театра, размышляющего о своем будущем, и которое становится приоритетное.
«Смоленский ковчег» берет новую высоту, заявляя новые форматы взаимоотношений с коллегами и зрителем.
«Каждое новое слово нужно проверить национальным театральным достоянием»
- В определенной степени мы забыли национальную театральную школу, - подчеркнула Ольга Сенаторова. - Речь не идет о том, чтобы с негативом относиться к экспериментальным поискам, которые имеют право на существование. Сегодня возникла острая необходимость перепроверить каждое новое слово нашим театральным достоянием. Время показывает, что основным критерием по-прежнему является художественная целостность спектакля, состоящая из многих компонентов, иногда не доработанных, порой забытых или представленных в неполном объеме. На «Смоленском ковчеге» мы будем говорить, как сегодня встраивается жизнь в театральное искусство.
Анастасия Петракова.
P.S.
Организаторы проекта - Смоленский государственный академический драматический театр имени А. С. Грибоедова и Смоленское региональное отделение «СТД РФ».