Чем удивит смолян экспозиция открывшегося музея «Русская старина»

Культура

Об этом в интервью корреспонденту «РП» рассказала директор Смоленского государственного музея-заповедника Тамара ОРЛОВА.

В обновленной экспозиции представлены уникальные экспонаты из коллекции Марии Тенишевой, собранной княгиней и ее помощниками на рубеже XIX и XX веков. Многие из них долгое время хранились в музейных фондах и ранее не выставлялись. Отдельные предметы предстали перед зрителями благодаря кропотливой работе реставраторов.

 

- Работа по обновлению экспозиции велась долгие годы и имеет свою историю. Расскажите, как все происходило.

- Идея обновления экспозиции родилась еще в 1970-е годы, но начала активно реализовываться лишь в 2010 году, в преддверии подготовки к 1150-летию Смоленска. Были выделены деньги на разработку проекта музея и приобретения оборудования. Но потом наступила пауза. И если бы не настойчивость нашего губернатора Алексея Островского, который привлек дополнительные средства, мы могли бы долго ждать лучших времен. По его поручению областной департамент культуры поддерживал нас во всех начинаниях. 2022 год - Год культурного наследия народов России, что придает этому еще большую значимость.

- Какую работу проделали сотрудники музея?

- Основной задачей было вычленение предметов Тенишевой в многочисленной музейной коллекции, которая насчитывает более 600 тысяч единиц хранения. Эта работа велась на протяжении многих десятилетий, и она продолжается. Теперь, когда вернулся публичный показ экспонатов, научные сотрудники могут заниматься ими более пристально. Оценив коллекцию в экспозиционных залах, мы поняли, как много еще предстоит исследовать. Информативные источники, которыми мы пользовались (например, каталог Тенишевой), очень краткие. Сейчас наша задача - уточнять даты, регионы, фабрики, артели... Это серьезная кропотливая научно-исследовательская работа на многие годы вперед.

Хочется рассказать о музейных работниках, которые воплотили всеобщую мечту в жизнь. И в первую очередь это хранители музейных фондов во главе с Валентиной Склееновой, это реставраторы и архитектурно-художественный отдел. Они проделали колоссальную работу по отбору экспонатов, по созданию тематико-экспозиционного плана. Мы не воссоздали бывший музей, а сделали новый в традициях музеев прикладного искусства ХХ века. И научные сотрудники Ирина Даниленко и Елена Михалченкова успешно справились с этой колоссальной нагрузкой.

Некоторым экспонатам реставраторы дали вторую жизнь, потому что из-за долгого хранения многие обветшали. В Смоленске ранее не было такого количества высококлассных реставраторов, как сейчас, и мы вынуждены были ждать очереди к московским специалистам. Теперь появилась возможность сделать все на месте. Наши местные реставраторы высокого уровня проделали огромнейшую работу - это Жанна Смирнова, Ольга Пигасова, Валентин Кожевников, Алексей Пономарев. Мы им очень признательны за профессионализм, за правильные методики и следуем их указаниям.

- Что вы можете сказать по поводу обновления экспозиции? Какая часть коллекции здесь представлена? Как отбирались экспонаты?

- По моим прикидкам, здесь представлено примерно 60% из того, что сохранилось от коллекции Марии Тенишевой. Какие-то вещи мы не выставляем из соображения сохранности, что-то представлено в Талашкине, а некоторые экспонаты органично вписались в другие наши экспозиции.

Экспозиция этого музея построена хронологически и регионально. Первый зал рассказывает о княгине Тенишевой, ее сподвижниках, ее успехах, истории коллекционирования, ее увлечении эмальерным искусством. Другие залы тематические.

В одном из них мы показываем древнерусское и церковное искусство с конца XVI до начала ХХ века. Второй этаж отдан под экспонаты из резного дерева, керамики, фарфора, стекла, драгоценных металлов. Есть вещи обыкновенные, прикладные, а есть предметы, которые, имея утилитарное значение, выполнены на высоком художественном уровне.

- Какие интересные артефакты в экспозиции связаны непосредственно со Смоленщиной?

- Например, уникальный искривленный рог из бересты. Это смоленский пастуший рог, едва ли кто-то такой видел. Подобные длинные трубы есть на Кавказе, на Западной Украине, в Карпатах… Но чтобы у нас на Смоленщине - это удивительно. Такой артефакт заслуживает пристального внимания.

- Еще есть интересные экспонаты, которые заинтригуют посетителей?

- В зале изделий из тканей, где представлена одежда разных регионов, есть смоленский крестьянский костюм, что тоже большая редкость. Он не слишком богато украшен, но местный компонент в нем присутствует, это видно по вышивке, крою. Для тех, кто занимается народным костюмом, есть возможность сравнить, что делалось на Смоленщине, Вологодчине и других регионах. Убранство костюмов отражает и уровень жизни семьи, и благосостояние региона. Мы впервые в таком количестве показываем головные уборы, кружева, платки, украшения. В этом зале можно быть часами.

Еще один зал посвящен исключительно декоративно-прикладному искусству. Там есть изделия не только артельные, но и фабричные. Широко представлены металл, обработанный разными способами, образцы гжельской росписи XVIII века. Сегодня у нас представление, что гжель - это бело-синяя цветовая гамма, но изначально она была разноцветной. Интересно сравнить фигурки, сделанные в гжельском промысле, и фигурки немецких мастеров.

В этом зале также представлены образцы стекла и изразцов. Есть две витрины, где мы экспонируем западноевропейские и русские изделия из серебра. Неопытному глазу их не различить, потому что степень умения одинаково хороша.

Очень важная составляющая, чем мало кто может похвастаться в средней полосе, это то, что связано с Востоком: среднеазиатские костюмы, поволжские, есть даже китайские вещи. Если говорить о Средней Азии, то образцы, которые мы имеем, необыкновенно ценны.

- Здесь есть авторские работы каких-то известных художников?

- Нет, они представлены в Талашкине. Именно там были мастерские, где местные умельцы выполняли изделия по образцам народного искусства. И наша цель, кстати, состояла в том, чтобы отделить эти предметы от оригиналов русской старины. Именитые художники, вдохновляясь коллекцией Тенишевой, создавали новые произведения. Здание музея «Русская старина» спроектировано Сергеем Васильевичем Малютиным по подобию скрыни (ларя, сундука), набитой богатством. И мы показываем ее коллекцию. Можно сказать, что таким образом замкнулось «историческое кольцо», связанное с именем княгини.

- То есть в коллекции М. К. Тенишевой авторство работ не фиксировалось?

- Нет. Там не указывались ни регион, ни время, ни авторство. Что-то покупалось с рук, даже религиозное искусство. Многое, по сути, спасено, потому что часть икон было списанным церковным имуществом. В храмах происходило обновление, и коллекционеры легально выкупали старые вещи.

- А в плане исследовательской работы были какие-то открытия в ходе реконструкции музея?

- Одна часть коллекции у нас очень хорошо проработана - это слуцкие пояса (элемент мужского костюма Великого княжества Литовского, наименование происходит от названия города Слуцк в Беларуси. - Прим. ред.). Из региональных музеев мы держатели одной из самых больших коллекций.

У нас этих поясов более 10. Выяснилось, что некоторые из них не слуцкие, а другого производства, сделанные по образцу и подобию. Наш сотрудник Татьяна Павлова занималась этим вопросом и сумела все поставить на свои места, что очень важно для научного исследования. Мы сделали публикацию и издали каталог этих поясов. Я думаю, здесь нас ждет открытие, потому что на одном поясе были прочитаны инициалы изготовителя. И так по каждому разделу, когда мы станем еще пристальнее изучать коллекцию, думаю, открытий будет неимоверное количество.

Фото автора.








Загрузка комментариев...
Читайте также
3 минуты назад
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
45 минут назад
сегодня, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
сегодня, 19:44
24 апреля в Смоленске состоялось торжественное мероприятие, ...
Новости партнеров