"Актуальность. Патриотизм. Вера в человечность". Гастроли Владимирского театра в Смоленске

Культура

В Смоленске с ошеломительным успехом прошли гастроли  Владимирского академического областного драматического театра.

                  Воители – ваятели, слава вам!

Смоляне увидели титулованный спектакль - символ режиссера Сергея Морозова «Андрей Боголюбский» в первый гастрольный день – 13 сентября.

Патетическое «сказание о собирателе земель русских» было поставлено к 900-летию со дня рождения князя и по праву считается визитной карточкой театра.

Сложный и проникновенный «Андрей Боголюбский», раскрывающий противоречивую натуру яркой исторической личности, - один из тех спектаклей, которые задают извечные вопросы и погружают зрителя в глубины широчайшей палитры эмоций. И палитра эта простирается от ликующей, пылающей алыми сполохами гордости за Отечество до запредельной черной скорби.

В 2012 году эту постановку впервые в истории российских подмостков показали на сцене зала церковных соборов Храма Христа Спасителя. Через два года «Андрей Боголюбский» был награжден «Хрустальной шапкой Мономаха» на Всероссийском театральном форуме фестивале фестивалей «У Золотых ворот». В 2016 году стал обладателем Гран-при фестиваля «Россия театральная у Эйфелевой башни» в Париже.

Железный человек в белых одеждах, истово, в горячке накладывающий на себя кресты, показан выпукло, правдиво и страстно. Первопроходец, вдохновленный парящей в воздухе иконой Богородицы, сподвигнутый левитирующим знамением на беспрецедентный шаг - перенос столицы государства российского во Владимир. Именно во времена правления сына Юрия Долгорукова Владимиро - Суздальское княжество добилось расцвета, при Андрее Боголюбском ввысь вознеслись уникальные белокаменные «лебяжьи» святыни - Успенский собор, храм Покрова на Нерли, резиденция в Боголюбово. С тяжелой руки князя - строителя воздвигли Золотые ворота - символ Владимира.

«Андрей Боголюбский» - голос великой истории России. Голос жесткий и жестокий, учинивший кровавую расправу над мятежным Киевом, - из летописных скрижалей эту трагедию не вычеркнуть, было!

Святой благоверный князь представлен народным артистом России Николаем Гороховым отнюдь не монументальным идолом, но вечно сомневающимся, мнительным, порой самонадеянным человеком, сметающим со своего пути к поставленным целям даже единомышленников. Но… предательству и вероломству прощения нет.

В финале Андрея, напролом идущего сквозь вереницу побед и поражений, ждет неизбежная гибель. И – духовный рост, восхождение к мученичеству через позор и осквернение бренного тела, написание имени своего на страницах летописи алой кровью, высечение его в белом камне…     

Николай Горохов не играет, он проживает (и переживает!) на сцене жизнь своего твердокаменного и вместе с тем такого человечного, уязвимого героя предельно убедительно в полифонии здравиц пиров и частушечного хоровода персонажей, среди которых особенно лирично, пластично и пронзительно выписаны образы любящих друг друга юной Лыбеди и строителя Ивана. Несчастная любовь молодых людей низводит монументальный пафос постановки до акварельной грусти, печали, сжимающей сердце. Храмы строят – камни летят, калеча насмерть маленьких, ни в чем не повинных людей, которых перемалывают беспощадные жернова истории.   За тысячу лет не изменились ни сами люди, ни посылы и чувства, которыми они вынуждены руководствоваться в жизни.

Метафоричность и символизм «Андрею Боголюбскому» придает наиярчайшая, динамичная сценография и декорации – трансформеры, исполненные в русском стиле, а также смелая игра со светом.

Патетика передана в актуальной созвучности истории почти тысячелетней давности с днем сегодняшним, тонущим в мировых катаклизмах и ведущим к тектоническим сдвигам в геополитике.

Воители – ваятели, слава вам!

                    «Молодую гвардию» смотрели на одном дыхании. Плакали...  
Вольный пересказ фадеевской «Молодой гвардии» Владимира Кузнецова адресован для молодого зрителя - тех, кто не осознает ужас фашизма. Тех, кто учился по «соросовским учебникам» и для кого Сталинградская битва, блокада Ленинграда и наступление на Москву – пустой, ничего не значащий звук. Героическая трагедия «Молодая гвардия» – это не просто дань памяти героям прошлого. Это попытка консолидации с современниками.

Подвиг и мученическая смерть юных подпольщиков города Краснодона, ушедших «в сыру землю» зимой 1943-го необыкновенно актуально звучат в начале века XXI. Спектакль сделан пронзительно, в некоторых моментах – даже бескомпромиссно жестоко, чтобы встроить в генетический код зрителя новый ген - отрицание зла, неприемлемость фашизма во всех его проявлениях. Это актуально особенно сегодня, когда в измученном войной Краснодоне нацизм уверенно поднял змеиную, гадючью голову.

Завязка спектакля, органично сосуществующего с васильевской повестью «Завтра была война», перекликается с событиями на Украине восьмилетней давности: националисты под «жовто - блакитными» стягами избивают ветерана битами. Неистовые вопли «слава Украине!» разрезают пространство зала автоматными очередями, трассера националистических лозунгов, вырывающихся из глоток нелюдей, впиваются в беззащитные сердца зрителей. Проходит десять секунд, и мизансцена выворачивается на 180 градусов: «боевики Майдана» стягивают с себя черные куртки и балаклавы, превращаясь в нацистских приспешников Третьего Рейха.

«Молодая гвардия» - спектакль с острым политическим подтекстом, мощное высказывание против расчеловечивания братского народа фашизмом. Владимир Кузнецов надеется, что его связующий две войны спектакль поможет молодежи воспринять героический подвиг молодогвардейцев в современном контексте.

Постановка скупыми средствами сценических символов показывает бедствия войны, ее запредельную жестокость. Насилие, завернутое в фольгу шоколада, перемежающееся реминисценциями из сюжетов теленовостей. Рояль, из которого на сцену выплескивается земля, душащая погребенных заживо шахтеров. Игры в «футбол» с матерью молодогвардейца, которая принесла передачу замордованному в застенках сыну…

Взмывающая вверх свастика на штандартах и признания в любви, срывающиеся с окровавленных губ. Мученическая смерть отдавших за Родину жизни молодых людей, которых живьем сбрасывают в бездну шахты. И шаг в Бессмертие их чистых душ…

…В финале «Молодой гвардии» устроили овацию. Зал, состоявший преимущественно из школьников, аплодировал стоя. Прониклись. Поняли. Прочувствовали! Не было возни, смешков и шуток, а ведь дети, современная школота, так непоседливы и культурой поведения не блещут. Смотрели на одном дыхании. Плакали.

Спектакль «Молодая Гвардия» - обладатель приза «Бронзовый витязь» XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» (2015), а также диплома лауреата премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства в номинации «Театральное искусство» (2019). В 2019 году театр гастролировал с постановкой «Молодая гвардия» на территории группировки войск Вооруженных Сил России в Сирийской Арабской Республике.

Остается добавить, что о сценической фантазии «Холстомер», ожившей на сцене благодаря замыслу выдающегося хореографа Сергея Грицая, заговорил весь Смоленск. Наипронзительнейшая, на разрыв история лошади (метафора – перевертыш, история загубленного таланта) произвела на зрителей глубочайшее впечатление.

Браво!

На снимке - сцена из спектакля "Андрей Боголюбский"


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
4 минуты назад
Стелы с барельефами разместят возле главных исторических объектов...
49 минут назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

Новости партнеров