Последняя верста к подножию неба... Премьера в смоленской драме

Культура
Последняя верста к подножию неба... Премьера в смоленской драме

17 апреля на Малой сцене Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова состоялась премьера спектакля «Пржевальский. Путешествие» (12+), приуроченного к 185-летию со дня рождения нашего земляка, генерала – географа Николая Михайловича Пржевальского.
Режиссер-постановщик спектакля – Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, сценическая версия Анастасии Татариновой.  

«Один из лучших офицеров Генерального штаба Российской империи с презрением отвергнул тишину кабинетов уютного дворца. Он предпочел золотым эполетам блестящих мундиров простую мужицкую рогожу, наброшенную на усталые, но не согнутые плечи. Лак сверкающих туфель он поменял на пыль грубых сапог, в которых прошагал десятки тысяч верст по неведомым дебрям Уссурийского края, а также по горам и пустыням полудикой Азии, кишащей недовольными бунтарями местных племен. Покрыл себя и своих верных друзей такой великой славой первопроходца, что подвиги Марко Поло, Стенли, Ливингстона, Миклухо-Маклая и Афанасия Никитина померкли перед пройденными им титаническими маршрутами. Он прошел через страшные пески Алашаня и Гоби, преодолел ледяные склоны Наньшаня и Алтыштага, открыл неведомые до его появления хребты Аркатаг и Куэньлунь, обнаружил блуждающее озеро Лобнор и зыбучие пески Такла-Макана. Он стер не одно «белое пятно» с карты планеты, где потомки увековечили его имя…».

Кто еще может лучше сказать о Пржевальском, как не исследователь - биограф Александр Крячун, член Союза писателей России, действительный член Русского географического общества, внештатный хранитель Музея смолян – первопроходцев и автор книги о великом путешественнике «Соленые тропы Азии»?

           Визуальные метафоры фактов и мифов о Пржевальском

Театральное, вольно - биографическое высказывание о Николае Михайловиче прозвучало и со сцены смоленского драмтеатра. В постановку «Пржевальский. Путешествие» вложили душу Заслуженный художник России Светлана Архипова, балетмейстр Елена Егорова – Заслуженный работник культуры РФ, а также артисты Людмила Моткина, Ксения Павлова, Анастасия Татаринова и Любовь Чистякова. Александр Барковский и Александр Кокшаров воплотили на подмостках образ выдающегося географа, картографа, климатолога, биолога и разведчика.  

Спектакль воссоздает захватывающие приключения нашего земляка, который стал легендой еще при жизни. В нем в форме визуальных метафор переплетаются факты и мифы о Пржевальском.

…На сцену наброшено холщовое полотно, складки которого напоминают песочные барханы и вершины гор, внезапно возникающие на горизонте из мрака.

Неторопливый голос рассказчика (Александр Кокшаров) повествует о духовном становлении путешественника, унесенного ветром странствий в бескрайние азиатские просторы и ущелья губительных горных хребтов, покорить которые способен лишь стоик и, быть может, в своем роде авантюрист.

На сцене появляются женские фигуры, облаченные в бесформенные льняные рубахи, в неверной и зыбкой игре света (достаточно включить фантазию!) превращающиеся в караван верблюдов, плывущий по пустыне. Или – в лихую русскую тройку, что мчит первопроходца в неизвестность.   

Сны об усадьбе в Слободе плавно перетекают в явь. Воспоминания Николая Михайловича отсылают зрителя в прошлое, являя нам образ человека, способного лишь на свободное существование вне границ, условностей и рамок.

Человека, который открыл человечеству новые миры и земли для тех, у кого этих земель не было и в помине. В этой роли как никто органичен Александр Барковский – босой, тонколицый, в простецком посконном белье, в чьих эксцентричных хореографических этюдах и пронзительных монологах рождается живой, драматургический слепок с уникального человека.

                              «Золотой фазан»   

…Собственно, и у самого Николая Михайловича средств на экспедиции не имелось - для Географического общества он был новичком. Найти деньги помогла смелая авантюра: игра в карты.

Хорошая зрительная память приносила ему успех в игре. Он нередко выигрывал тысячу царских рублей, притом катастрофических проигрышей за ним не водилось. За легендарную удачливость Пржевальского прозвали   «золотым фазаном». Именно так крупный выигрыш во Владивостоке у немецкого купца (12 тысяч рублей!) позволил ему получить деньги на первую экспедицию в Центральную Азию. С тех пор он больше никогда не притрагивался к картам.

                                 Слезы ветра

Создатели спектакля делают попытку рассказать о трагической любви некой несчастной девушки к молодому исследователю, чье признание – как слезы ветра, оросившие лицо свободолюбивого человека.

Нет, в его жизни нет, и не может быть места домашнему очагу! Никто не сможет опутать его, бегущего по барханам, девичьими косами, спеленать брачной простыней, мольбами и жалобным плачем привести к алтарю!

Да, современники свидетельствуют: Пржевальский действительно избегал женского общества. Его друг Фатеев вспоминал: «Не любя пересудов о достоинствах и недостатках как знакомых, так и общественных деятелей, он говорил, что женщины исключительно занимаются этим. Называл их вообще фантазерками и судашницами, он мало ценил их суждения, относился к ним с недоверием и бежал от их общества, часто назойливого и для него крайне неприятного».

Тем не менее, насколько пронзительны и трогательны эпизоды этой пластической во всех смыслах и экспрессивной постановки, повествующие о взаимоотношениях Николая Михайловича с няней Макарьевной.

Макарьевна певуче, иносказательно беседует с молодым Пржевальским о смысле жизни и смерти. Именно эта мудрая женщина из Починковского уезда, родившаяся в 1813 году в семье крепостных крестьян, своими рассказами и сказками зародила в нем любовь к охоте и путешествиям. Она любила Коленьку до самозабвения, а он отвечал ей взаимностью: «Я любил Макарьевну как мать родную. Тем дороже для меня была старуха, что и она любила меня искренне. В наш век всеобщей продажности такую преданность и бескорыстную любовь не вдруг-то встретишь, и это надо ценить».

Умерла Макарьевна в 1888 году, так и не дождавшись возвращения из путешествия Прежвальского – своей родной души. Николай Михайлович просил похоронить нянюшку в ограде Вознесенской церкви в Слободе – он надеялся со временем лежать рядом. Однако этому не суждено было сбыться. Спустя несколько месяцев умрет и сам Николай Михайлович, обретя вечный покой на берегу озера Иссык-Куль.

Могила Ольги Макарьевой сохранилась до наших дней…

Мать и няня – вот кто был главными женщинами в жизни путешественника.

Однако авторы постановки берут на себя смелость включить в спектакль лирическую ноту - историю любви Николая Михайловича и статной замужней крепостной (есть женщины в русских селеньях!), что посмела ответить взаимностью географу…

В медлительном, медитативном танце «под семью покрывалами», в мерцании огней зарождается и гибнет несбыточное чувство. Оно обречено – в несвободе нет места любви.

Пустыни и горы – вот истинная, всепоглощающая страсть Пржевальского. Опасное путешествие на Тибет, таинственная письменность, светящаяся во мраке. Зловещие культовые маски шаманов и лохматые яки, вибрация звуков бубнов, которые вплетаются в поистине трансцендентальное горловое песнопение – на Малой сцене Сергеем Хандрыком воссоздан колорит невиданных миров, где еще не ступала нога русского человека.

…И – последняя пляска смерти на прекраснейших Иссык - Кульских просторах. Точка на долгом пути человека, связавшего свою жизнь с географическими открытиями и разведкой во славу Российской империи.

Чем хороша постановка «Пржевальский. Путешествие»? Ее ценность заключается не только в ювелирном изобразительном, в первую очередь, художественном мастерстве. Спектакль адресован молодежной аудитории Смоленска, которая порой задается странным, с точки зрения, просвещенного человека, вопросом: «А кто это такой, Пржевальский?»

«Белых пятен» на карте смоленской истории быть не должно!    

Фото предоставлено администрацией Смоленского  государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова.


Автор: Анастасия Петракова








Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
Новогодние каникулы предлагается сделать 11-дневными.
сегодня, 21:14
Вероника Шотина сегодня ушла гулять и не вернулась в деревне...
сегодня, 20:30
С 26 июля по 8 августа специалисты проведут плановые гидравл...
сегодня, 19:58
Опубликованные статистические данные свидетельствуют о том, ...