Цифровей России всей! Какими темпами Смоленская область идет по пути цифровизации

Общество

С каждым годом смолянам все реже приходится встречаться с чиновниками для решения своих насущных вопросов. Региональный портал госуслуг дает им возможность «разрулить» многие проблемы, при этом исключая традиционную бумажную волокиту и гарантируя оказание государственных услуг точно в срок. О том, каким темпом и к каким целям область идет по пути цифровизации, читателям «Рабочего пути» рассказал начальник регионального департамента цифрового развития Андрей Рудометкин.


К доктору - через интернет

- Андрей Николаевич, какие электронные сервисы пользуются особой популярностью у смолян?

- Сегодня количество пользователей регионального портала госуслуг превысило 2 млн человек, и это не только население области, но и жители других регионов страны. Есть большое количество людей, которые живут на Дальнем Востоке, Камчатке, по всей стране и даже за ее пределами, у которых родные и близкие остались на Смоленщине. Очень часто это пожилые родители, которым надо воспользоваться услугами докторов. Поэтому особой популярностью пользуются «Запись на прием в поликлинику» и «Вызов врача на дом».

Раньше надо было идти с утра становиться в очередь в регистратуру, получать талон на определенное время к нужному специалисту. И даже если, пройдя все эти этапы, пациент приходил в назначенный час, то не было никакой гарантии, что его примут вовремя. И это считалось нормой! Теперь такая ситуация - чрезвычайное происшествие. Сам ли человек или его родственник, находящийся в данный момент в любой точке мира, производят запись через региональные Госуслуги к врачу - не важно. Главное то, что можно в режиме реального времени посмотреть, когда у доктора есть свободное время, и записаться к нему. Вот так дети родителям могут обеспечить запись к нужному специалисту, а если те заболели, то и вызов участкового терапевта на дом.

- Почему цифровизация началась именно со здравоохранения?

- Не только с него, но это направление работы стало для нас приоритетным. Дело в том, что на имя губернатора поступало много жалоб от населения на работу поликлиник, что дозвониться в регистратуру практически невозможно. Алексеем Владимировичем была поставлена задача - обеспечить смолянам такую региональную услугу, как «Запись к врачу» и «Вызов врача на дом». Поэтому, совместно с департаментом по здравоохранению, мы начали эту работу, разбив ее на несколько этапов. И первым из них стал «Вызов врача на дом». Затем, опять же с профильным департаментом, плотно занялись регистратурами, для чего «приземлили» в регионе номер 122. Это означает, что если в поликлинику поступает звонок и на него одну минуту нет ответа, то вызов переводится в виртуальную регистратуру, где будет оказан весь комплекс услуг.

 

Дневник по телефону

- Коснулись ли региональные Госуслуги школ?

- Из региональных сервисов очень популярен «Электронный журнал», которым пользуются многие родители школьников.

В нем они в режиме on-line видят оценки, которые получил их ребенок, домашнее задание. Возможность ведения этого сервиса есть у каждой школы в области, но, к сожалению, пока не все школы вносят информацию об учебном процессе в полном объеме. Задача руководителей школ - организовать эту работу, к тому же работа в системе дает возможность контролировать весь учебный процесс по сформированным электронным отчетам, отказавшись от оформления большого количества бумаг. В прошлом году мы реализовали услугу, рассчитанную на детей, получающих бесплатное питание. Теперь они могут на региональном портале выставлять оценки качеству получаемой ими пищи.

А эту информацию постоянно мониторит областной департамент по образованию и, если необходимо, принимает соответствующие меры.

 

Сложные услуги надо упрощать

- Какие цели по развитию электронных услуг поставлены перед областью?

- Минцифры сориентировало регионы на наиболее массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги. А мы стремимся не просто перевести их в электронный вид, но и сделать так, чтобы орган власти, который их оказывает, перестроился, поменял свой регламент для проактивной работы (без участия получателя услуги, исключая его посещения органов власти и местного самоуправления). К сожалению, далеко не всегда так получается. Есть так называемые «сложные» услуги, требующие большого количества документов. По ним нужно проводить оптимизацию процессов, сокращать количество требуемых бумаг, а необходимую информацию чиновники должны получать путем межведомственного электронного взаимодействия.

- Что на внедрении сейчас?

- Мы перевели в электронный вид получение плана градостроительного участка, разрешения на строительство, землеустроительную деятельность. Пользуется популярностью приложение для МФЦ. Особенно востребованным оно стало, когда из-за ковидных ограничений учреждение работало только по предварительной записи. Также на портале МФЦ удобно смотреть, когда там есть свободное время.

 

Скоростной интернет - норма жизни

- Задача компьютеризации школ решена?

- Да, в прошлом году завершено подключение всех имеющихся в области школ к интернету. Сельские - получили скорость в 50 мегабит, а городские - 100. Это стало завершающим этапом проекта подключения к высокоскоростному интернету всех 719 социально значимых объектов (школы, ФАПы, интернаты, библиотеки…), который реализовывался на Смоленщине с 2019 года. Все они расположены более чем в 420 населенных пунктах, а это означает, что в этих деревнях, селах, поселках для любого человека доступен скоростной интернет по действующему тарифу.

В прошлом году запустили проект «Устранение цифрового неравенства 2.0». По его первому этапу подключено 156 населенных пунктов. Для этого прокладывалась оптоволоконная линия, устанавливалась бетонная опора с бесплатным WI-FI, зона покрытия которого в лучшем случае - 50 м, а этого явно недостаточно. По второму этапу уже устанавливается мачта высотой до 40 м, и на ней оператор размещает базовую станцию.

В округе появляется устойчивая сотовая связь, соответственно и интернет. В 2021 году первым такой объект запущен в деревне Титково Кардымовского района.

А в целом Cмоленская область одна из немногих в стране, где проект «Устранение цифрового неравенства 2.0» стартовал раньше всех. В прошлом году он охватил 59 населенных пунктов, нынче - еще 13. Но программа рассчитана до 2030 года, и под нее попадут более 400 деревень, сел, поселков с численностью постоянно проживающего населения от 100 до 500 человек. И вот тут я хочу обратиться к людям, проживающим в таких поселениях. Минцифры РФ организовало голосование, которое начнется осенью на сайте госуслуг, и поставило условие: населенные пункты, за которые отдано больше всего голосов, будут включаться в проект в первую очередь. По итогам прошлогоднего голосования в топ попали 13 смоленских населенных пунктов. У них до конца этого года появятся устойчивая мобильная связь и высокоскоростной интернет и ip-телефония. В случае с мобильной связью все решается просто - человек покупает сим-карту, и у него эта связь появляется. Две другие услуги требуют затрат на подведение к домовладению оптоволоконной линии.

 

«Эйфелева башня» останется на месте

- На протяжении нескольких лет в области активно велась работа по замене аналогового телевещания на цифровое. Что сделано в этом направлении?

- По внедрению двух мультиплексов все завершено. Работают в общей сложности 20 каналов. Есть «белые пятна», где вещание затруднено, но их осталось немного. И не всегда они находятся в дальних деревнях. Сегодня даже в Смоленске дома строятся так, что появляются дворы-колодцы, в которых глушится сигнал. Раньше спасали коллективные антенны, расположенные на крышах многоэтажек, подключиться к которым можно было просто через специальную розетку в квартире, но сейчас их почему-то не ставят. Для приема обоих мультиплексов нужна антенна, рассчитанная на цифровое вещание, а если телевизор старый, то и приставка. По региону работают 30 мачт-ретрансляторов, поэтому надо наводить антенну на ближайшую.

- Что будет со смоленской телебашней, ведь она и строилась для аналогового телевидения?

- Об этом лучше спросить у собственника - ОРТПЦ. По моей информации, несмотря на то что большую часть функционала взяла на себя башня в Смогирях, смоленская - также полностью задействована для размещения в том числе цифрового оборудования. Так что думаю, этот символ города еще долго будет оставаться на месте.

В заключение скажу, что сегодня Смоленская область входит в 14 лучших субъектов по подключению к массовым социально значимым услугам, а также занимает 3-е место по количеству пользователей, зарегистрированных на портале госуслуг, в процентном соотношении.

Главная задача цифровизации - сделать общение граждан с государством максимально комфортным и прозрачным. Сегодня у каждого жителя региона все больше возможностей получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, не выходя из дома. А если человек по тем или иным причинам испытывает трудности при работе с порталом госуслуг, он может прийти в МФЦ, где ему окажут необходимую помощь. МФЦ созданы во всех муниципалитетах региона, запланировано строительство нового МФЦ в Заднепровском районе города Смоленска. Так что получение услуг для смолян с каждым годом становится все доступнее и привычнее.

 


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
33 минуты назад

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

12 минут назад
За прошедшие сутки пожарные 6 раз выезжали на ликвидацию воз...
59 минут назад
Ранее основатель проекта WarGonzo объявил о запуске новой ру...
сегодня, 11:18

Инцидент произошел сегодня, 28 марта, в городе Ярцево.

Новости партнеров