Как Смоленский "Рабочий путь" к штыку приравнял перо

Общество
Как Смоленский "Рабочий путь" к штыку приравнял перо

В канун дня Великой Победы в Смоленске увидела свет поистине уникальная книга «Газета «Рабочий путь» («Малютка») 1942-1943 годы», которую издал СмолГУ при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Составитель и автор ряда статей, опубликованных в редком издании (тираж - 100 экземпляров), - доцент кафедры литературы и журналистики Марина Рогацкина.
Свою книгу Марина Леонидовна посвятила отцу - выдающемуся смоленскому историку, краеведу и журналисту, автору бесценного труда «Смоленское подполье» Леониду Васильевичу Котову (1928-1999).

- Главным детищем моего отца был архив, который он начал создавать с конца 1950-х, - говорит Марина Рогацкина. – Он включает огромный материал периода 1941-1943 годов (об оккупации Смоленска, по истории подполья, партизанского движения) рядом с документами и свидетельствами очевидцев и участников событий хранятся номера газеты «Рабочий путь» - та самая «Малютка», которая выходила во времена оккупации Смоленской области.

Сегодня комплект газеты находится у меня - бесценный подарок, который сделал мне отец перед смертью.

Около двадцати лет эта необыкновенная газета была одной из важнейших тем в курсе «История отечественной журналистики», который я читала студентам.

                   «Бомбардировка» правдой

Каждый день вражеская пресса и радио уверяли смолян, что Советский Союз обречен на гибель. Чем невероятнее сенсация, тем скорее в нее поверят, заявлял Геббельс. (К подобным сенсациям можно было отнести сообщение о бегстве советского правительства из Москвы).

Единственным грозным оружием, противостоящим изощренной лжи, которая приводила людей в панику и заставляла опустить руки, была достоверная информация о реальном положении дел на фронтах и Большой земле.

Весной 1942 года Смоленский обком ВКП (б) принял решение о выпуске газеты для населения оккупированных районов области. Первый номер вышел 16 мая 1942 года. Через несколько дней тираж газеты был доставлен на самолетах за линию фронта. Летчики сами вызывались «бомбить» врага правдой. Сколько номеров попадет в руки читателей – мирных жителей, партизан, подпольщиков и… немцев, - не знал никто.

Газета выходила раз в неделю. Всего был выпущен 71 номер, тираж не указан, но некоторые исследователи отмечают: он составлял около десяти (!) миллионов. Преувеличение? Возможно. Очевидно одно: все силы страны были брошены на скорую победу над нацизмом, и шквальный огонь военной журналистики был для захватчиков не менее страшен, чем смертоносный обстрел «флеровских катюш».

Первоначально газету сбрасывали на оккупированную территорию в тюках, и только позднее, когда летчики начали «десантировать» губительное печатное слово не наобум, а только в тех местах, где дислоцировались партизаны и подпольщики, тираж издания сократился до 30 тыс. экземпляров. На многих выпусках была жирная красная полоса – когда «Малютка» приземлялась на снег, ее было видно издалека.

В левом углу газеты на уровне заголовка указывалось: «Специальный выпуск для жителей районов Смоленской области, временно попавших под иго немецко-фашистских захватчиков», в правом углу – обращение «Советские граждане! Прочитав эту листовку, передайте ее своим соседям, родным, друзьям».

Редакция «Рабочего пути» все это время находилась в эвакуации: сначала в Сухиничах, потом в Вязьме, Москве и Кондрове. Кстати, первый «столичный» номер «РП» вышел в Москве в конце января 1942 года после более чем трехмесячного перерыва. Связь со Смоленщиной, находившейся под пятой врага, была затруднена: в газету писали смоляне – фронтовики и те, кто был в эвакуации. Если от гитлеровцев зачищали какую-то часть территории, туда сразу же выезжал военный спецкор.

           Гитлеровцы боялись «Малютки» не меньше, чем партизанских мин

К 1943 году в тылу врага действовали 24 портативных типографии, в которых печатались партизанские листовки и издания подпольных райкомов партии.

«С волнением берем мы в руки уцелевшие чудом, ставшие музейной редкостью номера газет, - пишет в своей статье «Огненные строки» («Рабочий путь», 5 мая 1962 года) краевед и историк Леонид Котов.У каждого из них своя история, своя судьба. Набирались они в землянках, при свете лучинки. А потом – за пазухой, за голенищем сапога или подкладкой шапки путешествовали из деревни в деревню, из дома в дом, из рук в руки. Их читали партизаны при свете костров. Гитлеровцы боялись этих листков не меньше, чем партизанских мин. Лиц, у которых находили при обыске советскую газету или листовку, фашисты расстреливали, а тех, кто распространял, вешали. Но народ не страшился преследований. Газеты и листовки с вестями с Большой земли всегда находили путь к сердцам людей. Это было острое оружие в борьбе с лживой пропагандой фашистов, пытавшихся не только физически, но и духовно поработить советских людей».  

Большую роль в распространении военного спецвыпуска «Рабочего пути» играли партизаны. Его активными распространителями были Н. Шараев, А. Акимочкин, А. Казаков, М. Волков, Н. Силкин и сотни других. Эта небольшая по размерам газета, по сути, листовка, из номера в номер звала смолян в ряды народных мстителей, рассказывала об опыте партизанской борьбы на Смоленщине, о героических делах партизанских отрядов и подвигах советских людей, не смирившихся с оккупацией. Отдельные ее номера попадали на Брянщину и в Белоруссию.

Люди ласково, любовно называли ее «Малюткой». Газета была глотком свежего воздуха, единственной ниточкой, связывающей сердца смолян с не захваченной фашистами землей. Ниточкой, дарующей надежду, что не все еще потеряно, и враг будет разгромлен.

Партизаны активно сотрудничали с изданием. На страницах «Малютки» опубликовано множество корреспонденций, присылаемых из тыла врага. «Малютка» рассказывала о зверствах фашистских палачей, пробуждала жгучую ненависть к поработителям и стойкость в борьбе.

В ней убористым шрифтом печатались «Сводки Информбюро», велись рубрики: «На фронтах Отечественной войны», «В освобожденных районах Смоленщины», «За рубежом».

                        Обыкновенный фашизм                                   

Все материалы газеты были направлены на поддержание силы духа и патриотизма. Так, в №16 (27 августа 1942 г.) вышла заметка-обращение одного из самых авторитетных журналистов СССР Ильи Оренбурга «Партизанам Смоленщины». Вскоре важнейшим лейтмотивом «Малютки» становится тема мести, призыв к уничтожению фашистов каждым человеком. Мотив «убей его» вводится в №9 (9 июля 1942 года). В №11 (23 июля 1942 г.) он получает развернутую поддержку в первом опубликованном в газете стихотворении Константина Симонова «Убей его!»

Убивать нелюдей БЫЛО ЗА ЧТО.

Вот всего лишь одна из заметок. С точки зрения современника, эти материалы отличались патологической жестокостью.

Вот что писали в газету очевидцы зверств нацистов в Духовщинском районе:

«Там, где еще утром 22 мая стояла деревня Кишкинцы (Тяпловский сельсовет), там ныне пепелище, жуткое кладбище. Деревня сожжена. Население зверски уничтожено. Девушек 16-17 лет гитлеровцы изнасиловали и угнали с собой.

На пожарищах лежат обуглевшие и раздавленные трупы. С выдавленными внутренностями валяются тельца детей. Их сложили в ряд, на дороге, а затем пустили через них танк.

Вот труп Киреевой У. Она обхватила троих детей и так застыла на пепелище своего дома. Фашистские бандиты бросили ее в огонь с детьми, когда дом уже догорал. Мученица в страшных судорогах успела лишь обхватить своих детей-малышей.

Вот семья Павлюченкова А.

Отец - 42 года, дочь Дуны – 19 лет, Катя – 17 лет, Петя – 12 лет, Вася – 14 лет, Нина – 6 лет и Таня – 2 года. Они сожжены.

Вот раздавленная семья Силаева А.С. с детьми, одному из них 3 года, второму – 1 год. От деревни уцелел лишь сарай. Из 75 человек населения чудом спаслись двое. В 22 мая далеко за пределы деревни разносился вопль, стоны, плач терзаемых гитлеровскими людоедами советских людей.

Камни восстали бы против фашистских бандитов, если бы они могли видеть их чудовищные злодеяния.

Позор и преступления – злодеям не смыть своей черной кровью.

Смерть им, лютая смерть!»

От этих скупых строк кровь стынет в жилах. Неминуемая расплата ждала каждого причастного к военным преступлениям и циничным, людоедским убийствам.

          «Страшная расправа фашистов в Колобанове»

«Тяжелая участь постигла инвалидов, находившихся в дер. Колобаново, Демидовского района. Фашистские изверги заставили их рыть огромную яму. Два дня люди рыли себе могилу. На третий день фашистские палачи живьем зарыли всех инвалидов в количестве 81 чел. Долго слышались тяжелые стоны закапываемых, колыхалась над ними земля…».

                               «Убей немца!»

«Это произошло 24 октября нынешнего года в 12 часов дня.

В деревню Скопки Духовщинского района прибыл немецкий карательный отряд. Немцы согнали 70 детей, стариков и женщин в несколько домов и подожгли. Тех, кто пытался спастись, расстреливали из автоматов.

17-летняя крестьянка Анастасия Гвардейцева, пытавшаяся бежать, была ранена. Гитлеровские мерзавцы надругались над ней, потом отрезали груди и застрелили.

Через 4 часа та же гитлеровская банда головорезов появилась в деревне Головицы и здесь же учинила расправу над мирными жителями.

Крестьянку Марию Заболотную немцы подвергли нечеловеческим пыткам. Они застрелили у нее на руках двухлетнего ребенка, четырехлетнему ребенку отрубили голову, а шестилетнего разорвали пополам. Затем они застрелили мать.

Пятерых детей Денисенковой фашисты бросили живыми в горящий дом. Всего в Головицах фашисты убили 95 мирных жителей.

Истреблять немецких оккупантов – вот один вывод, который должен для себя сделать каждый русский человек. Убей немца! Если ты это не сделаешь, то немец убьет тебя».

В середине июля 1942 года нацисты собрали в две группы (по 600 и 200 человек) жителей сел Зажимово, Игнатьево, Луково, Прокопово, Заметьево и Ореховня. Загнали стариков, детей и женщина в Дом инвалидов на станции Исаково близ Вязьмы и подожгли здание.

800 (!) человек сгорели заживо.  

Однако когда наступит перелом (после 1943 года), содержание советских газет изменилось. Пресса уделит особое внимание гуманизму советского солдата, который милосерден к врагу. Такая политика велась потому, что советские бойцы продолжали беспощадно мстить гитлеровцам за изуверские зверства. За сожженные хаты и погребенную заживо, расстрелянную и повешенную родню.

В сентябре 1943 года, когда Смоленщина была освобождена, издание специального выпуска прекратилось. Последний, 71-й номер «Малютки» выпустили 22 сентября 1943 года в Кондрово (ныне – Калужская область). «Рабочепутейцы» готовились к возвращению на Смоленщину. Вечером 25 сентября услышали по радио сообщение об освобождении Смоленска и уже 26-го отправились в путь. 1 октября вышел номер «Рабочего пути», в котором и сообщили о взятии Смоленска и Рославля.

                     Особое поручение Александра Ряшина

Ответственным редактором военного спецвыпуска «Рабочего пути» был Александр Павлович Ряшин – второй секретарь Смоленского обкома ВКП (б), затем – депутат Верховного совета РСФСР (1938 г.). На страницах газеты публикаций, подписанных Ряшиным, нет, хотя большая часть материала давалась анонимно, особенно в 1942 году. Поэтому судить, готовил ли он статьи и заметки, нельзя.

Александр Ряшин родился в ноябре 1904 года в дер. Молоканщина Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина – мастерового. До революции отец служил стражником, после революции был председателем комитета бедноты, с 199 по 1921 годы – командир взвода в Первой конной армии Буденного. Умер в 1921 году от холеры. Колхозница - мать скончалась в 1939-м.

Работать Саша Ряшин начал с девяти лет в крестьянском хозяйстве на поденщине. А с 1924 года вся его деятельность была связана с комсомольскими и партийными организациями, педагогикой, политикой и идеологией.

До войны Ряшин занимал в Москве высокие посты, а в июле 1941 года вернулся в Смоленск как «депутат для выполнения особых поручений Смоленского обкома и политуправления Западного фронта». Через два месяца он снова ненадолго вернется в столицу.

10 января 1942 года Александр Павлович Ряшин был утвержден в должности редактора «Рабочего пути».

                     «Рабочепутейская» «Малютка» уникальна!

- Издание содержит факсимильное воспроизведение комплекта «рабочепутейской» военной «Малютки», статьи, посвященные этой газете, материалы лекций и темы для исследовательских работ студентов, - утверждает Марина Рогацкина. - Книга предназначена для будущих журналистов, незаменима в использовании на семинарах и практических занятиях. Самое главное, наша уникальная «Малютка» наверняка привлечет внимание краеведов и историков, а также тех, кто интересуется историей отечественной журналистики.

P.S.

…Есть в этом редком, поистине бесценном издании и моя статья.

«Анастасия Петракова с необыкновенной теплотой воспроизводит основные моменты истории спецвыпуска газеты, отмечая важность ее существования для жителей, оказавшихся в тяжелых обстоятельствах», - пишет Марина Рогацкина.  


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
сегодня, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
сегодня, 21:13
сегодня, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров