Многострадальная. Крепостная. Смоленская. Как спасали «ожерелье земли Русской» в течение 122 лет

Общество
Многострадальная. Крепостная. Смоленская. Как спасали «ожерелье земли Русской» в течение 122 лет

На днях в областной администрации вновь поднимали вопрос сохранения Смоленской крепости.

«Мы неоднократно обозначали эту проблематику как перед Минкультом, так и перед Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры. Но, к моему огромному сожалению, ситуация не меняется к лучшему. Министерство по непонятным для нас причинам деньги на сохранение крепостной стены не выделяет», - заявил губернатор Алексей Островский.

Последние 30 лет состоянием Смоленской крепости обеспокоены все: ученые, общественность, чиновники. Журналист «Рабочего пути» сходил на просветительскую лекцию старшего научного сотрудника музея «Смоленская крепость», преподавателя СмолГУ Демьяна Валуева и понял, что так было не всегда…

Что с ней делать?

«Напомню, что до 1844 года Смоленская крепостная стена оставалась военным объектом, - рассказал Демьян Валерьевич. - Потом был какой-то период, когда не могли определиться: что делать со стеной? В каких-то башнях разместили архивы, какие-то приспособили под склады. Более-менее стала ясна принадлежность стены: определились, что за нее отвечают губернские власти. И возникло такое учреждение - редкостное и уникальное в нашей истории - комиссия по охранению крепостной стены. Аналогов такого, чтобы специально для какого-то памятника создавалась комиссия, в которую входили бы первые лица губернии, мы не знаем. Эта комиссия много сделала полезного, чтобы эту стену сохранить. Но не всегда все удавалось.

Смоленская стена имела разные эпизоды в своей истории. Прежде всего, героические. Но большинство времени в своей истории она была, скажем так, не востребована как оборонительное сооружение. К тому же к концу XVIII века Смоленск перестал быть пограничным, граница отодвинулась далеко на запад, превратив наш город фактически в тыловой. На стену перестало отпускаться достаточное количество средств, она стала разрушаться… Местное население начало потихоньку ее ломать - на строительные материалы. В то время считалось, что ветхие фрагменты лучше разобрать самим, чем они будут падать на прохожих. К началу XX века у крепости были серьезные утраты».

Самая несчастная башня

«Как известно, первый трамвай был пущен в Смоленске в 1901 году. За год до этого на берегу Днепра, около башни Волкова, построили трамвайное депо и электростанцию. Башня Волкова из всех сохранившихся башен, пожалуй, самая несчастная и многострадальная. Обнесена железными конструкциями, потому что там серьезные подвижки грунта и эта башня оползает. Так вот, комплекс тех зданий дошел до нас. Можно увидеть их на территории горводоканала.

Когда строили электростанцию, то копали под нее котлован: чтобы поставить мощности на основу, нужно было добраться до твердой почвы. При этом строительстве провели первые научные раскопки. Руководил работами старейший краевед Семен Писарев, основатель археологического музея в Смоленске. Среди находок, которые он описал, был фундамент Лазаревской башни, взорванной войсками Наполеона, и предметы, связанные с военными действиями 1812 года - пули и ядра».

«Охранники» стены

«Человеком, который серьезно взялся за дело охраны стены, после революции стал Василий Иванович Грачев. Это краевед и соратник Писарева. Он собирал сведения о состоянии стены. К этому времени в башнях по-прежнему располагались архивные хранилища. А в некоторых из них хранили то, что вывозили, когда сдвигался фронт Первой мировой войны. В 1917 году Грачев регулярно писал в своем дневнике, как толпа пьяных солдат взломала то одну, то другую башню в поисках сокровищ, а где-то даже устроила пожар. По этим же записям понятно, что он со своим помощником находил какие-то доски и забивал входы в башни. А потом обращался в вышестоящие органы с просьбой «принять меры»…

Осенью 1918 года местные власти обеспокоились ветхостью участка стены на улице Бакунина. Предложили его разобрать, а кирпич «пустить на благое дело» -

что-нибудь им замостить. Были и более радикальные предложения - в самом начале 1918-го года один деятель написал в местную газету обращение примерно такого содержания: «Ну что хранить эту стену? Все равно памятник прошлого. Давайте его разломаем и из его кирпичей построим народный дом!» Вот и думай, какого размера должен был быть тот народный дом…

Когда в прессе появились предложения по поводу разбора стены, из Москвы пришел ответ: мол, стену не трогать, надо создать орган, который будет заниматься ее охраной. И на какое-то время возродили комиссию. А Грачев сам на себя взял функции смотрителя стены. По его настоянию в отдельную штатную единицу Смоленской стене был выделен сторож по фамилии Белевич, который ежедневно обходил стену. Интересно, что ровно через 10 лет Белевич будет фигурировать в истории Смоленска как защитник бюста Кутузова, который хотели сдать на металлолом. Мол, царский генерал…»

Бюст полководца тогда отстояли. Мы и сейчас можем видеть его в сквере Памяти Героев. А вот Смоленская крепость за последние сто лет претерпела множество изменений. Вопросы ее охраны все так же актуальны…


Из газеты «Рабочий путь» от 2 октября 1936 года: 

СНОС КРЕПОСТНОЙ СТЕНЫ

«Недавно в Смоленске работала специальная комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по рассмотрению вопроса о сносе Смоленской крепостной стены. В результате работы, проведенной комиссией, Президиум ВЦИКа разрешил Облисполкому сломать обветшалые, мешающие движению, участки крепостной стены в Смоленске, общей протяженностью 649 метров.

Разрешены к сносу части стены: у Днепра до башни «Тихона Задонского» - 53 метра, у Днепровского проема к клубу «Электричка», и в противоположную от клуба сторону до сохранившихся зубцов - 35 метров и у Никольских ворот - 62 метра.

Кроме того, будет снесена стена в Сосновском саду от земляного вала до зубцов и Молоховские ворота.

В Смоленском парке «культуры и отдыха» стена будет снесена от башни «Громовой» до башни «Бублейка» 116 метров и по улице им. Соболева  157 метров и по улице Тимирязева - 110 метров.

Оставшийся после сноса стены участок стены 2.651 метр будет реставрирован». 


Из заметки «Охрана крепостной стены», опубликованной в газете «Рабочий путь» 10 апреля 1927 года:

«…Смоленский горсовет, приняв во внимание, с одной стороны, исключительный исторический интерес смоленской стены, а с другой - учитывая, что стена имеет много опасных мест, угрожающих падением, - издал обязательное постановление по ее охране.

Постановлением воспрещается хождение по стене без разрешения Губмузея, а также преследуется повреждение и разрушение участков стены. В первом случае установлен штраф до 10 рублей, во втором случае - до 100 рублей».


Мария Дёмочкина.

Фото автора








Загрузка комментариев...
Читайте также
13 минут назад
Глава региона отметил, что донорами становятся отзывчивые и ...
25 минут назад
Водитель одной из легковушек грубо нарушил правила дорожного...
сегодня, 18:02
В региональном УМВД рассказали подробности сегодняшней авари...
сегодня, 17:33
«Спасибо всем участникам субботника за подготовку нашей обла...
Новости партнеров