Книжный эксперт. Смолянка, сделавшая головокружительную карьеру в Москве, рассказала о веяниях в литературе

Общество
Книжный эксперт. Смолянка, сделавшая головокружительную карьеру в Москве, рассказала о веяниях в литературе

В пространстве «Среда» прошла лекция «Как работает издательский рынок в России и мире?» книжного эксперта Евгении Рыкаловой. Корреспондент «Рабочего пути» сходила на мастер-класс смолянки, которая построила в Москве головокружительную карьеру в издательском деле, и решила поделиться с читателями конспектом.

Поклонники ужастиков

«После пандемии невероятно взлетели тиражи детективов. Но всех обогнали… карты таро. Когда несколько лет назад это только прогнозировали, я не верила. Сейчас на «вайлдберриз» у пользователей действительно есть корзины, в которых «лежат» гречка и карты таро.

Что касается детективов…

У каждого жанра - свои поклонники. По недавним исследованиям, больше всех ужастики читают… сотрудники бухгалтерий».

 

Литература переживаний

«Русская литература за границей продается слабо. На Западе читают Достоевского, Толстого и Чехова. Еще читают Набокова, но он писал на английском. Из современных пытались продавать Виктора Пелевина, Людмилу Улицкую, Татьяну Толстую, Гузель Яхину… Но и их массово не читают, у них маленькие тиражи даже на очень похожих на нас рынках - в Восточной Европе и, скажем, в Болгарии… Неплохо покупают русскую литературу китайцы. Но только детскую и только серийную. Когда ты приобретаешь права на какую-то иностранную книгу, ты интересуешься: «Расскажите, о чем эта книга? Какие в ней главные герои?» Когда китайцы покупают нашу литературу, они открывают книгу и спрашивают: «Это серия?» Получив отрицательный ответ, говорят: «Тогда давайте дальше!»

Почему русские книги не очень популярны за рубежом? Потому что в России до сих пор литература размышлений и переживаний.

А в Китае, Японии, Америке и на Западе - литература действия.

В Америке кино - это книжные истории в 80% случаев. Авторы сразу пишут картинками, под действия. Если, например, вы смотрели «Игру престолов», то вы четко можете указать на тот момент, когда закончилась книжка. Я всегда говорю о том, что кино - это вторичное искусство. В его основе лежат литература, театр и музыка. А в России количество экранизаций книг - это всего 2%. То есть, когда вы смотрите кино и сериалы, всего 2% из них сняты на литературной основе.

Литература переживаний почти во всем мире осталась в XIX веке. А наши авторы продолжают ее писать. Сейчас русские кинематографисты пытаются переучить их, но бесполезно. Учить надо не авторов - нужно учить по-другому в школе. В России есть обязательная программа по литературе. В Америке и на Западе такого нет. Есть только рекомендованные списки, по которым учитель сам выбирает, что читать, а что - нет. Учитель в России несет в класс то, что он должен, а не то, что он любит. А литература - это то, что ты любишь. Нас до сих пор воспитывают, что ты должен читать либо классику, либо ничего.

Все проблемы от того, я считаю, что нам не дают читать то, что мы хотим. А еще нас учат писать большими предложениями. Вспомните школьные сочинения. Если ты употребляешь причастный оборот, потом деепричастный, ты молодец. А в современной литературе так нельзя. Потому что читателю тяжело поймать мысль. Если вы читаете Толстого или Достоевского на английском языке, это совсем другое произведение. Оно сильно сокращено. А иностранная книжка, наоборот, после перевода на русский увеличивается на 20% в объеме! Русские авторы не дают себя редактировать. Поэтому я часто сажусь перед молодым автором и говорю ему: «Друг! Стивена Кинга до сих пор режут на 30%... Пожалуйста, будь готовым к этому».

А еще в России очень часто читают то, что от тебя ждет общество. Сейчас, например, очень модно рассказывать, что вы перечитали «1984» Джорджа Оруэлла… А ведь этой книге много лет! Почему, спрашивается, не читали раньше?»

 

А что любят дети?

«В читающих странах Европы и Америки доля электронного чтения составляет порядка 25%. А в России - 10-12%. При этом и здесь свои тенденции. Например, эротику все больше издают в электронном виде. А детские книги, наоборот, только на бумаге.

Кстати, о детских книгах: очень хорошо до сих пор издается советская классика - Эдуард Успенский, Агния Барто, Самуил Маршак.

Как думаете, какая сейчас самая читающая аудитория во всем мире? Подростки. Они читают больше всех и, преимущественно, на бумажном носителе. Для них книга - это предмет коллекционирования. Они охотятся на них. Сейчас невероятно популярна китайская серия «Благословение небожителей».

У нее прекрасные тиражи! Какого-то тома недавно не было в продаже и на «Авито» (самый крупный сайт объявлений. - Прим. автора), его покупали за 5-6 тысяч рублей. Это бестселлер. Кстати, у нас, издателей, кроме понятия «бестселлер» - того, что хорошо продается, есть термин «лонгселлер» - то, что хоть как-то продается».

 

Справка «РП»

Евгения Рыкалова

Закончила Смоленский филиал Московского энергетического института. Магистр информатики и вычислительной техники. Второе образование - Санкт-Петербургский государственный экономический университет, специальность «маркетинг - менеджмент».

Работала директором по стратегическому маркетингу в издательском доме «ЭКСМО», руководила продуктовым и торговым маркетингом в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Сейчас - руководитель книжного электронного сервиса «Строки».

Фото из архива героя публикации


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
34 минуты назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

49 минут назад
сегодня, 10:45
Глава города Александр Новиков не продлил контракт с Игорем ...
Новости партнеров