"Холоп-2", или Гусарская баллада о потерянной Золушке в Смоленске

Культура
"Холоп-2", или Гусарская баллада о потерянной Золушке в Смоленске

По данным государственного Фонда Кино на 14 января,  новогодняя комедия Клима Шипенко «Холоп- 2» заработала в прокате три миллиарда рублей.  Франшиза обошла по сборам первого «Холопа» и заняла второе место в списке самых кассовых российских фильмов.
Критики не оставили от свежеиспеченного «Холопа» камня на камне, зрители наслаждались праздничным «ничегонеделаньем» и по инерции тянулись в кинозалы: а что дома сидеть?
Факт остается фактом: послевкусие после просмотра картины осталось пресным. Одно слово – разовая безделушка, на которую во второй раз потратить время не захочется!

                        «Шоу Трумана» для Плохиша

Веселый эксперимент Клима Шипенко под названием «Холоп» произвел ошеломительный эффект. Невероятно, но факт: история педагогической трансформации современного недоросля приобрела остросоциальное звучание, потому и пользуется до сих пор бешеным успехом у зрителя.

А почему? Да потому, что декорации «Холопа» до боли знакомы всем и каждому. Люди увидели на экране не опереточных крепостников и их шоу-рабов, а… себя.

Реалии на съемочной площадке, где «группа пролетарского гнева» занимается откровенным дуракавалянием, хорошо узнаваемы. Полицейский произвол и богачи, плюющие на законы. Мир, где все продается и покупается, были бы деньги. Те, у кого денег нет, сидят и молчат в тряпочку. И хотелось бы справедливости добиться, покарать зарвавшихся толстосумов, да бесправным холопам это не под силу. Лучше не высовываться, не то выпорют на конюшне!

Недоросль мается в деревенских трущобах, а зритель наслаждается искренним удивлением мажора, которое и словами не передать: звать его теперь… никак! Одно слово - раб, тварь бессловесная без роду и племени. Вокруг комары да свиньи, мужичье в драных портах и подручные барина с кнутами. И виселицы для устрашения. Чуть что, вздернут и не помилуют!

Ведь невдомек молодому негодяю Гришане (Милош Бикович), наложившему адреналина полные штаны, что именно по воле родного батяни он стал центральной фигурой жестокого, но справедливого психологического эксперимента. И цель у этой беспощадной инсценировки только одна - проучить зарвавшегося парня. Показать барчуку из XXI века, что такое настоящая жизнь и ее истинные ценности.

Комедия априори всегда заканчивается счастливым финалом: Мальчиш Плохиш перевоспитался и даже (о, боги!) познал настоящую, не купленную за папкины деньги любовь. И ему уже не хочется гонять по мегаполису на красном спорткаре с «козырным» номером «666». Посланец из Ада чудесным образом переквалифицировался в добрейшее ангельское создание, милующееся с простолюдинкой.

Помимо узнаваемых персонажей, в первом «Холопе» было интересно и соблазнительно все: и инсценировка событий из замшелого прошлого, и не менее занятное по сюжету закулисье игрового проекта - русского аналога «Шоу Трумана», и дидактический смысл вытворяемого Охлобыстиным беспредела.

Главное, что урок, изобретенный изощренным садомазохистским умом талантливого психолога-визионера, усвоен. А его театрализованные практики на грани фола начинают пользоваться огромным спросом. Вот уж на экране появляется новая жертва эксперимента - сын прокурора. Очередной Плохиш «с банкой варенья и пачкой печенья».

И, как показала практика, не только прокурорский сынок, но и мажорка – дочка влиятельной и циничной мадам из чиновничьего корпуса (Наталья Рогожкина), - попутавшая берега во второй части франшизы.

            Поехавшая «с банкой варенья и пачкой печенья»

Нетрудно догадаться, что Клим Шипенко решил повторить успех первого «Холопа» и хорошенько подзаработать в новогодние дни. Чтобы сказка про потерянную во времени Золушку на современный лад заиграла яркими красками, привлек спонсоров, которые обеспечили солидный бюджет для достаточно пустякового, в принципе, фильма – 650 млн. рублей. На сей раз главным элементом перевоспитания взбалмошной и беспринципной негодяйки становится патриотизм. На испуг дерзкую героиню Аглаи Тарасовой все равно не возьмешь, даже инсценировка аутодафе на плацу дворянской усадьбы на нее действия не возымело, девица и не думает перековываться: выливает борщ на голову злопамятной мачехи (Мария Миронова) и продолжает чудить.

Начало картины захватывающее, драйвовое. Девица угоняет полицейский катер и, подстегиваемая азартом вседозволенности, на всех парах несется по питерским каналам. Триумфальная гонка поехавшей на голову (или поплывшей?) завершается масштабным разрушением ресторана на набережной. Удивительно, что в ДТП на водах никто из гостей заведения и официантов не пострадал!

Нарушительницу общественного порядка «привлекают к ответственности». Вернее, по воле всемогущей мамаши-чиновницы имитируют отсидку в камере: нахалка ускользает из мест заключения и летит в дорогущем авто на маникюр.     

Мажорка не догадывается, что за ее похождениями внимательно следит Гриша (Бикович), который перенял бразды правления у перекроившего его созннаие психолога-визионера (Иван Охлобыстин). Руководитель из Гриши получился весьма посредственный – экспериментальная база превратилась в убыточный эко – курорт, потеряв свое первоначальное дидактическое назначение. Гадкая во всех смыслах Катя, плюющая на закон и уголовное право, а заодно и на «плебс», остро нуждается в нравственной перековке, тут-то Грише и приходит в голову подвергнуть ее развращенную богатством психику новому шоковому эксперименту. Да вот беда: силенок у Гриши маловато, равно как и познаний в организации результативного шоу-бизнеса.

На экране вновь появляется эксцентричный шоумен Охлобыстин, который перезагружает проект, направив его на старые - добрые психолого-педагогические рельсы. Однако похищенная Гришей Катя категорически не желает усваивать урок. Тут-то и возникает идея ударить по барчуковым замашкам новоявленной «холопки» патриотизмом.

Оно и понятно: зритель полагал, что увидит на экране ожидаемые унижения, которым подвергнут отвратительную девицу (заставят хлебать помои наперегонки со свиньями, прилюдно высекут и отдадут управляющему на растерзание ее холеного девичьего тела), однако – увы!

На экране появляется принц на белом коне (конечно, Гриша) и увозит Золушку в роскошный дворец в Царицыно. Нетрудно догадаться, что в этих хоромах принудительное перевоспитание не срабатывает. Привычная к обеспеченной жизни мажорка ощущает себя в реалиях XIX века как рыба в воде. Что поменялось в ее судьбе? Ровным счетом ничего, разве что статус не понятен – то ли она содержанка, то ли полноправная кандидатура на графскую невесту, которая продолжит кутить и хамить, да над бессловесными холопами измываться.

Зрителю становится скучно, зритель недоумевает. Остросоциальный посыл комедии сошел на нет, градус заявленного экспериментального квеста снижается.

И тогда визионер решает пробудить в сердце задумавшей открыть Наполеону военную тайну тусовщицы (девчонка всерьез решила изменить будущее – жаждет победы захватчика и мечтает перебраться во Францию), любовь к Родине. Способна ли эта самовлюбленная хамка на самое светлое и искреннее чувство, граничащее с самопожертвованием?

Новый поворот событий вовлекает героиню Аглаи Тарасовой в новую инсценировку – насмерть перепуганная светская львица оказывается в гуще событий Отечественной войны 1812 года – кинематографический привет Эльдару Рязанову и его «Гусарской балладе». Разыгранная участниками проекта военная баталия на высоте, словно в историческую экранизацию ныряешь. Вот только Бонапарт, напомнив, что «Холоп-2» - это комедия, подкачал: по законам комического жанра «халурщик» Павел Деревянко и не думал учить текст и браво шпарит цитатами из мюзикла «Нотр-Дам де Пари».

Ба! Где-то мы уже с Деревянко встречались, и там тоже шла речь о наполеоновских коллизиях в России-матушке. Конечно же, это разухабистая комедия «Ржевский против Наполеона», где французского императора сыграл Владимир Зеленский. Невольно во втором «Холопе» начинают звучать политические нотки, приобретающие в финале темп комедийного аллегро: перед глазами героини Тарасовой пролетает вся ее непотребная жизнь, и гусар-девица, опечаленная смертью возлюбленного «графа» Гриши, втыкает Бонапарту саблю в мягкое место по самую маковку.  

Перевоспиталась девчонка на пороге неминуемой смерти!       

Да только зритель, как Станиславский, все равно не верит в действенность педагогического квеста под номером 2. Как-то все на этот раз у команды Шипенко получилось вяло и малоубедительно, несмотря на качественно снятые сцены боевки. Потому что в душе понимаешь: научить патриотизму аморального кинодвойника Ксении Собчак (почему-то именно такое сравнение приходит в голову) – все равно что устроить тренинг самореализации для бомжа.

«Елочные» планы «Холопа-2» были амбициозными, а на выходе получился громкий новогодний пшик.

«Это фильм, без которого в принципе можно было бы обойтись. Русское кино не потеряло бы ровным счетом ничего, кроме кассовых сборов. Весь «Холоп-2» - сомнительная поделка без души, сделанная по уже затертым в цеху лекалам», - пишет кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор Telegram-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев. Трудно не согласиться с Алиевым!

Фото: www.kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 22:01
Указом президента страны Владимира Путина почетное звание «З...
34 минуты назад
Сотрудники Госавтоинспекции на 453-м километре автодороги М-...
сегодня, 22:43
Смоленский рок-фестиваль после многолетнего перерыва состоит...
сегодня, 21:02
Смолян, живущих в доме №5 на ул. Фрунзе, не на шутку взволно...
Новости партнеров