"Мастер и Маргарита" в Смоленске: сатанизм и коммунизм в одной отдельно взятой... "нехорошей" квартире

Культура
"Мастер и Маргарита" в Смоленске: сатанизм и коммунизм в одной отдельно взятой... "нехорошей" квартире

  25 января в российский прокат вышла мистическая драма Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».      

«Оттого все неудачи, что я вижу пред собой ростовщичий глаз кошачий...»

Про Воланда, и не только

Импровизацию Михаила Локшина на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» ждали добрых пять лет. Не зря говорят, что и в кино, и в литературе есть запретные темы, над которыми тяготеет злой рок. Как над шекспировским «Макбетом» - постановка приносила его создателям сплошные неудачи. То театр после премьеры сгорит, или с актерами какая-нибудь беда приключится. Такая же нелегкая судьба постигла очередную киноверсию культового произведения Михаила Афанасьевича. Ранее за «Мастера и Маргариту» с переменным успехом брались многие режиссеры - Александр Петрович (Италия - Югославия), Юрий Кара и Владимир Бортко (Россия), Анджей Вайда и Мацей Войтышко (Польша).

С самого начала судьба проекта, заявленного командой Николая Лебедева еще в 2018 году и одобренного Фондом кино, не задалась. Пандемия, трудности с финансированием, проблемы с продюсерами и, наконец, уход Лебедева, который взялся за съемки драмы «Нюрнберг».

Изначально предполагалось, что «Мастер и Маргарита» станет глобальным интернациональным проектом: выступить в качестве продюсера согласилась компания Universal, в число партнеров вошел всемирно известный ювелирный бренд Cartier. Однако в связи с обострением политической ситуации в 2022 году финансовые «киты» скрылись за горизонтом, и работа над фильмом с рабочим названием «Воланд», стартовавшая в 2021-м, приостановилась.

Нет худа без добра: кинематографический «долгострой» стоимостью 1, 2 млрд. рублей передали молодому режиссеру Михаилу Локшину и сценаристу Роману Кантору. В 2019 году этот творческий тандем выстрелил блестящей сказкой «Серебряные коньки», завоевавшей зрительскую любовь. «Сусальная» экшн-мелодрама, напичканная цитатами из «Титаника» Джеймса Кэмерона (и не только из «Титаника» - чего стоит история с вернувшимися к великому князю часами, которые проделали тот же пикантный путь, как и хронометр из «Криминального чтива») явилась своеобразной антибуржуазной притчей с жизнеутверждающим лейтмотивом - лети вперед на волшебных коньках, стань первым в гонке за лучшей долей в жизни.

В «Серебряных коньках», которые тут же окрестили «русским "Титаником», действительно нашлось место огромному, вмерзшему в лед парусному кораблю (но он не уйдет под воду - сгорит), пламенной юношеской любви и классовой ненависти. Смысловая аналогия с блокбастером 1997 года полная, и никто и не думал ее скрывать. Правда, финал у сказочной истории счастливый - наш «Титаник» лишен очищающей скорби и сверкает огнями, как рождественская елка.

«Серебряные коньки» заявили о себе еще в одном интересном аспекте.

«Тема социального неравенства уже лет пять так или иначе в нашем кинематографе присутствует, просто ее прежде никто не использовал, как основную, - признался один из лучших сценаристов современности Роман Кантор. - И она еще настигнет нас».

Что само по себе и неудивительно: режиссер Михаил Локшин - не такой уж и простой персонаж в российском кинематографе. Он - сын знаменитых ученых - биологов Арнольда и Лорен Локшин из США, которые прославились своими левыми взглядами и в 1986 году добились политического убежища в СССР.

«Там, где огненными щами угощается Кащей...»               

   Страсти по «Пилату»

По сути, впечатляющий графической визуализацией и операторским мастерством «Мастер и Маргарита» Локшина экранизацией не является. Это, скорее, новый продукт, снятый по мотивам булгаковского романа. История Воланда - фантазия драматурга, и только он один его и видит, существуя в трех, а то и четырех параллельных реальностях. Москва 1930-х в строительных лесах - раз, альтернативная Москва, воплотившая на страницах произведения Мастера в виде конструктивистского генплана 1935 года - два, история любви Маргариты Николаевны, обратившейся с горя в ведьму, и «консультанта» Воланда и его свиты - три, и фантасмагорическая локация - "нехорошая" квартира, раздвигающаяся до размеров чертога, - четыре.

Возможна и пятая по счету реальность. Театр.

Потому что роман Мастера (Евгений Цыганов), который разносят в пух и прах идеологи социализма, романом не является. Это - пьеса, по которой ставят масштабный спектакль «Пилат», который ждет печальная судьба, как и всю творческую интеллигенцию, придерживающуюся антисоветских или религиозно-гуманистических взглядов.

   «С говорящими камнями он на счастье ждет гостей»

    Злая сила добра

Именно в этот трагический момент в жизни выброшенного на обочину драматурга появляется Воланд - плод его разнузданной фантазии. Случайно встреченный немец - Князь тьмы, родившийся в закоулках мозга Мастера, - является своеобразной психологической защитой, спасающей писателя от безумия и заодно - протестом против произвола над талантом и личностью творца. Что касается евангельской линии, она сводится к нескольким пунктирным эпизодам, которые выбросить из фильма не поднимается рука, иначе полный уход от диалога Пилата с Иешуа (своеобразная полемика с властью) будет расценен как глумление над произведением Михаила Афанасьевича.

Да и мистическая свита Сатаны, материализовавшегося на Патриарших прудах, - глумливый Коровьев (Юрий Колокольников), мрачный «демон безводных мест» Азазелло (Алексей Розин) и кот Бегемот (кота из Ада озвучил Юра Борисов) невнятным калейдоскопом маячит на заднем плане этой фантасмагорической истории.

Локомотивом авторской версии «Мастера и Маргариты» в интерпретации Михаила Локшина является Воланд, которого невероятно убедительно сыграл немецкий актер Аугуст Диль. Пожалуй, это самый лучший кинематографический Воланд «всех времен и народов», которого зритель видел на экране. Разе можно его сравнить с брюзжащим состарившимся эстетом в исполнении Олега Басилашвили в сериале Бортко?

Герой Аугуста Диля - краеугольный камень картины - идеален. Он зловещ, мрачен и язвителен. Инфернальное существо, с надменной усмешкой наблюдающее, как не перекованные советской действительностью обыватели - мещане своими собственными руками загоняют себя в Преисподнюю. Да, москвичи, которых испортил квартирный вопрос, по-прежнему жаждут «гибнуть за металл», плавают в созданном ими же самими аду, как рыбы в воде и особо не стремятся меняться к лучшему. К счастью, и им присуще нечто человеческое - лишенные истинной веры, они по-прежнему милосердны, верят в чудо, и в критических ситуациях их сердца преисполняются гуманизмом. Гуманизмом, который рассеивается, когда на горизонте маячит возможность заполучить квадратные метры или перспективную должность. Напиши донос на ближнего своего, и наслаждайся благами. Всего делов-то!

А над всем этим мелкодисперсным безобразием парит на красной пятиконечной звезде - пентаграмме Князь мира сего, дьявольский проводник во внутренний мир писателя, не желающего смириться с несправедливой, лицемерной и лживой реальностью, скучным и бездарным театром, превратившим его в марионетку. В козла отпущения, отмаливающего грехи бездарного «Массолита». В образе аскетичного, малоэмоционального героя Евгения Цыганова сквозит образ самого Михаила Афанасьевича, заклейменного позорным словом «булгаковщина», загнанного в угол. Обессилевшего и потерявшего возможность творить, насильно утратившего тропинку к своему читателю.

Не зря Локшин намеревался дать картине название «Воланд», дабы придать фильму особое философское звучание, переосмыслить его, сместив акценты с противостояния Пилата и Га-Ноцри на внутренний монолог Мастера с Сатаной.

Лейтмотив книги «рукописи не горят» больше не актуален. Воланд произносит сакраментальную фразу гетевского Мефистофеля: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Он здесь главный и правит бал. Кстати, с Мефистофелем у Локшина сложились особые отношения. Достаточно вспомнить бунтаря Алекса из «Серебряных коньков» - герой Юры Борисова подчеркнуто театрален и соблазнителен, в его безумных глазах время от времени вспыхивают сатанинские огоньки - предвестники геенны огненной и неизбежных перемен. Алекса ждет трагический финал, возвеличивающий мрачный романтизм его противоречивой натуры. Не зря демонический персонаж Борисова даже внешне похож на главного героя драмы Иштвана Сабо «Мефисто», которого играет незабвенный Клаус Мария Брандауэр. Совершенно очевидно, что именно эта мистическая тема "доброго зла - злого добра" и духовного перерождения является ключевой в творческой палитре Локшина. По крайней мере, на данный момент.

В одном режиссер по-прежнему солидарен с Булгаковым, не искажая главной идеи культового романа, ставшего нравственным камертоном многих поколений, и это прекрасно: сила любви к женщине (измученная душевными страданиями Маргарита Юлии Снигирь выше всяких похвал и, как и Аугуст Диль, выводит попытку создать мир Булгакова на экране на новую высоту) и искусству, тронувшая ледяное сердце Сатаны, способна победить Систему.

И «ненавидимый Прокуратором Иудеи» город рухнет, исчезнут в адском пламени небытия все его рубиновые звезды, а творец и его любимая найдут долгожданный Покой.

Фото: www.kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:01
Указом президента страны Владимира Путина почетное звание «З...
вчера, 23:12
Сотрудники Госавтоинспекции на 453-м километре автодороги М-...
вчера, 22:43
Смоленский рок-фестиваль после многолетнего перерыва состоит...
вчера, 21:02
Смолян, живущих в доме №5 на ул. Фрунзе, не на шутку взволно...
Новости партнеров