"Оголенная тема". В Смоленске открылась фотовыставка в жанре «ню»

Культура
«Мифология наготы» - под таким названием в КВЦ им. Тенишевых открылась фотовыставка, объектом внимания которой является обнаженное тело человека. Экспозиция объединила более 60 произведений семи смоленских фотографов разных поколений - с 1980-х годов до нашего времени. Это позволяет зрителю сопоставить творческую манеру авторов и проанализировать изменения в художественном подходе к жанру «ню». О некоторых аспектах, затронутых на выставке, корреспондент «Рабочего пути» побеседовал с председателем Смоленской организации Союза фотохудожников РФ Игорем Черновым.

- Вопрос отношения к обнаженному телу всегда играл важную роль в системе общественных норм. Как к этому относились в Советском Союзе?
- До 1980-х годов этот жанр в фотографии, да и в живописи практически не развивался, хотя формально и не находился под официальным запретом. Первым из смоленских фотографов, для которого жанр акта (такой немецкий термин применялся в то время) стал одним из основных в творчестве, был Валерий Ковалев (основатель фотоклуба «Миг», фотокор центральной советской газеты «Советская Россия»). За его надежной спиной мы не боялись цензуры, а в то время любая выставка «литовалась» - нужно было получать разрешение от обкома КПСС. Но ни разу на моей памяти, а я начал участвовать в выставках в 1980-м году, «обнаженка» с выставок не снималась. При всей строгости партийных цензоров они не были дураками и стеснялись показаться необразованными ханжами. И, кстати, никаких возрастных ограничений для посетителей наших выставок тогда не существовало.
- Что явилось предпосылками к преодолению барьеров?
- С 1970-х годов в нашей стране наблюдался общий подъем фотографического движения. В провинциальных центрах создавались фотоклубы на новых творческих основах, которые объединяли художественно продвинутых авторов. В это время мы активно приобщались к прибалтийской фотографии, ездили на международные выставки в Ригу и Вильнюс. Стали доступны периодические фотоиздания из стран соцблока – Чехословакии, ГДР, Польши, Венгрии. Чешский ежеквартальный журнал «Фото-ревю», издававшийся и на русском языке, в то время считался лучшим фотожурналом Европы. Я, кстати, был подписан на 4 зарубежных издания. В книжном магазине на Большой Советской существовал отдел иностранной литературы, я часто покупал там альбомы по фотографии. Фотографы СССР имели доступ на международные фотоконкурсы практически в любой стране мира. Престиж советских мастеров был столь высок, что с нас не брали платы за участие. С каждого конкурса мы получали каталог выставки, и таким образом знакомились с тенденциями в мировой фотографии.
- Нагота обладает естественной привлекательностью, но по-прежнему вызывает споры, поскольку часто балансирует на грани дозволенного. Насколько с годами изменился взгляд фотографа на нагое тело?
- Для меня очевидны изменения в подходах к съемке обнаженной натуры, происшедшие за сорок с лишним лет. В первых наших работах в этом жанре нагота во многих случаях выглядела либо наивно соблазнительно, либо идеализировалась до безразличия. В более поздних работах уже нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато появляется обобщенность, в развернутых творческих проектах читается философская и психологическая подоплека.
- Каково ваше личное кредо в жанре «ню»?
- Я не ставлю главной целью показать привлекательность обнаженного тела. Для меня важно передать психологическое состояние, полет духа. Женщина раскрепощается, когда она обнажена, для нее это перемещение на другую ступень общения, переход к духовной близости. Вообще нагота для женщины более естественна, чем для мужчины, позирование для нее является эстетической самореализацией. С моделями-мужчинами тяжелее работать, они зажаты и стесняются больше, чем женщины.
- В названии выставки присутствует слово «мифология». Как это соотносится с представленными работами?
- Миф - это легенда, то есть фотографы придумывают истории для моделей в своих работах. Вот, например, моя серия «Ворожба авгура». Авгуры в Древнем Риме были официальными жрецами-гадателями, предсказывающими будущее по полету и пению птиц. Многие считали это шарлатанством. Скрытый обман понимали и сами авгуры. Возникла поговорка: «Если авгур видит авгура, они не могут сдержать улыбки». В моей серии присутствует намек на колдовское завлечение женщины лаской птичьими перьями, ворожбу на ее теле.
- В фотографии изначально присутствовало некое магическое действо - всевидящее око объектива, лаборатория, красный фонарь, фокус-покус, волшебство появления изображения… Женщина обнажается под гипнотическим воздействием фотоаппарата?
- Да, верно подмечено. Магия присутствует.
- А остается ли эта магия при цифровизации фотопроцесса?
Думаю - да. Я тяжело переходил на цифру, когда у меня уже была цифровая камера, я еще долго снимал на пленку, да и сейчас иногда снимаю. Пленка совершенно по-другому фиксирует изображение. Это свето-химический процесс, своего рода алхимия. В эмульсии фотопленки присутствует серебро, а этот элемент защищает от вмешательства нечистой силы в творчество художника. Потом я понял, как через определенную цифровую обработку можно получить эффект рукотворной печати. То есть цифра - это новый магический инструментарий, неограниченно расширяющий возможности фотографа.

Анатолий Соловьяненко. 

ЦИТАТА
«Нагота - это созданное не руками, а глазами произведение, материалом для которого служит плоть».
Кобо Абэ, японский писатель.

СКАЗАНО
Сергей Зубов, фотограф, один из организаторов выставки:
- Своей задачей считаю возвысить образ человека и донести эту красоту и глубину до зрителя. Поэтому в работе над каждым конкретным образом стремлюсь не только показать характер натуры, но организовать полноценную картинную плоскость, в которой каждая часть, каждая деталь пространства изображения играли бы свою важную роль, в развитии сюжета события, раскрывая суть изображаемого и увлекая зрителя. Чтобы творить что-то хорошее, нужно в этом существовать и всегда находиться в красивом. Поэтому в организации выставок качественных фотопроектов вижу большой потенциал роста для себя как для автора и для общества в целом.

Алиса Аницкая, фотограф, участник выставки:
- Я делаю фотографии о взаимодействии человека с окружающим пространством. Каждая съемка - отдельный маленький сон, в котором человек знакомится с новым, иным, неокончательно раскрытым. Мы проживаем этот опыт вместе. Через музыку, движение, смену плоскостей, изучение окружающего, своих возможностей. Ищем внутреннюю тишину в атмосфере тотального принятия, позволяем проявляться любому импульсу. Я наблюдаю и направляю процесс, но не руковожу постоянно. Помогаю найти нужное действие или положение, чтобы преодолеть состояние скованности тела, страха двигаться, страха «не получиться» на снимке. Здесь важно оставаться в потоке, важно принимать каждое состояние, желание, ощущение, эмоцию, позволять этому быть частью себя, идти к внутреннему аккуратно. Через тактильные ощущения от земли, мха, коры, листьев, температуры воды, воздуха, нащупывать, осваиваться, узнавать, что мы можем добыть (не обязательно материальное), какой танец танцевать в этом пространстве. Через созерцание, замирание, тишину - заглянуть внутрь без страха и сомнения, подойти к зеркалу, увидеть: все может быть абсолютно прекрасным и ужасающим единовременно. Узнать новую свою реальность, прожить сон.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:05
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
вчера, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
вчера, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
вчера, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров