Смоленские "Вампиры средней полосы-2". Попытка не удалась?

Культура
Смоленские "Вампиры средней полосы-2". Попытка не удалась?

Второй сезон «Вампиров средней полосы» завершился, время подвести  итоги. Обозреватель «РП» попытался разобраться, что в продолжении самого успешного проекта 2021 года хорошо, а что – плохо.  

Работу над вторым сезоном смоленских вампиров поручили режиссеру Дмитрию Грибанову, снявшему довольно пошловатенький гендерный сериал «Два холма». Почему Антон Маслов, у которого получилась не просто хорошо, а очень самобытно и аутентично показать едва теплящуюся НЕЖИЗНЬ за МКАДом, остался за кадром, загадка!

Нетрудно догадаться, что в конечном итоге получились два совершенно разных продукта. О провале «Вампиров средней полосы-2» говорить не стоит, это вам не выморочная и абсолютно не захватывающая внимание зрителя «Игра на выживание-2». Если интерес к сериалу пропадает, за новую многосерийную эпопею продюсерский корпус браться уж точно не станет. Однако 2 февраля стало известно, что START решил запустить в производство третий сезон нежити «смоленской выделки».

Чем был хорош первый, масловский сезон?

Режиссеру удалось сделать отличный сплав из разных жанров. Тут вам и детектив, и мелодрама с капелькой эротики, фэнтези и ужасы, комикс! И, пожалуй, самое главное - создать образ забубенной, депрессивной и запредельно унылой провинции. Смоленск у Маслова весьма колоритный - некая таинственная черная дыра на карте, символ нищей Расеюшки, которая коротает в ней свои ночи и дни от века до века. Вот и вылилась на экран мистическая и страшная сказка для взрослых, нарисованная в серых оттепельных красках. И в то же время искрящаяся неиссякаемым оптимизмом эпичная многослойная история, чем-то схожая с пелевинской «Проблемой вервольфа в средней полосе», призывающая раствориться в неуютном зимнем Смоленске.

Настоящая славянская сага о бессмертных кровососах, замешанная на бытовухе и прелестях обыденной человеческой жизни! Главное, что фантастики в сериале совсем чуть-чуть - с мизинчик.

На глазах семейства вампиров разыгрывается трагедия русского народа, которую они всеми силами пытаются предотвратить. Следователь Анна без устали ловит убийц и маньяков, медик Жан спасает простых людей в убогой городской больнице, параллельно занимаясь научной и «селекционной» работой. Жан Иваныч пытается изобрести чудодейственное лекарство от всех болезней и всерьез намерен вывести новый вид получеловека – полувампира. Бывшая графиня Ольга Анваровна Воронцова руководит студенческим театром СмолГУ и приобщает молодежь к искусству. А иногда… к своей постели. Что многие студенты и делают, с головой ныряя в запретную любовь.

Уж коль про молодежь заговорили, то и наше упырское семейство пополнилось вампиром – «младенцем», придурковатым блогером Женьком, от которого одни неприятности.

А глава семейства, перворожденный вампир-язычник, древний, как сама Русь, Святослав Вернидубович в меру своих старческих сил поддерживает обнищавших и потерявших надежду смолян и словом, и делом. Сыгранный Юрием Стояновым «дед Слава» ворчливый, суетливый, но добрый, со своими причудами и «унитазным» юмором, от которого почему-то не тошнит. Вампиры страдают от тех же обычных проблем и тревог, что и мы. Они не нежить, а бывшие люди, которые стали бессмертными, не утратив человечности.

Сравнивающие себя с инвалидами после аварии смоленские долгожители, для которых вечность как один день, а люди не еда, целиком и полностью интегрированы в общество. Да они и сами являют собой его социальный срез!

Был у Антона Маслова еще один главный герой – Смоленск.

В первом сезоне Смоленск не просто географическая локация или атмосферная декорация. Провинциальный город - основной действующий персонаж в лихо закрученной мистической истории с элементами детектива. Смоленск - зловещая «вещь в себе», чья материя пронизана древним кровопролитным духом города – форпоста и состоящая из старинных кварталов, заброшенных городских окраин и пустеющих окрест деревень.

Разрушенный, словно после гитлеровской бомбежки неуютный современный Смоленск всем своим видом дает иронично понять, что настоящая нечистая сила в городе не вампиры, а погрязшие в коррупции Хранители (они же -местная власть), чья главная задача следить за порядком в стране. И в областном центре, где порядка нет. Смешно и грустно, но уж как есть: проблемы с водой и отоплением решает не администрация, а милосердный старина Вернидубович.

Да и звуковое сопровождение фильма не тривиально и четко продумано. Психоделическую депрессию и драйв очень качественно нагнетают музыкальные темы «Агаты Кристи», «головной» саундтрек Ильи Лагутенко «Здравствуйте, призраки завтра» придает истории законченный, узнаваемый образ.

Чего не скажешь о трековой политике Дмитрия Грибанова, который, к счастью, не выплеснул за борт саундтрек «Мумийтролля». Во второй части сериала нет музыки. Есть шум и хаотическое нагромождение осколков разномастных хитов, зачастую лишенных смысловой подоплеки.

Еще один весьма существенный минус: из «Вампиров средней полосы-2» выветрился… Смоленск и его бессмертная душа. Атмосфера древнего города безвозвратно утрачена, и это несмотря на съемку города с птичьего полета и узнаваемые локации – Лопатинский сад, крепостная стена, мосты Заднепровья…

Смоленск загнали в примитивный формат натурной декорации, утонувшей в скучной августовской зелени (кстати, кинематографисты предпочитают работать зимой - осенью, когда снимаемая ими натура приобретает более выигрышные визуальные и ярко-выраженные настроенческие качества). Город уже не главный персонаж вампирского сериала, а подложка под игру актеров.

Многим не понравилась замена внезапно вспомнившей о своем украинском происхождении Екатерины Кузнецовой на очень похожую на нее Анастасию Стежко. Стежко, она же следователь Анна, на протяжении всей первой серии ходит в сером беретике, пытаясь идентифицировать себя с Кузнецовой в сознании зрителя. Не правда ли, как-то странно носить фетровый берет в августе?

Так же странно, как ездить по Лопатинскому саду в черном авто. Ну, Хранителю Костику все можно! В первом сезоне Смоленск постоянно фигурировал в пространных беседах персонажей сериала: «Смоленский гостинец», «В Смоленск нужно всматриваться», «А откуда здесь вампиры? - Со стороны Смоленска идут!»

Во второй части о городе – герое сериала – вспоминают ближе к финишной черте, но положения данное обстоятельство уже не спасает. (Вампир в стильном костюме годов этак 30-х, которого играет Егор Дружинин, отзывается о Смоленске следующим образом: «Убогий и бедный. Но – какой-то… ламповый»). Создается полное ощущение, что Грибанов – не «гений места», и Смоленск ему, по сути, безразличен. Обычная съемочная площадка в экспедиционном графике, и не более того.       

Если Стежко в роли Анны пытается быть убедительной вампиршей с израненной душой, встретившей свою старую любовь в лице оперативника предпенсионного возраста (Андрей Соколов), то героиня Ольги Медынич - графиня Ольга, томящаяся в заключении с человеческим ребенком под сердцем, - заметно сдала позиции.

В сериале Маслова Ольга Медынич лучше всех сыграла опустошающую трагедию бессмертия. У Грибанова она смешна, чудаковата и кажется слишком простой и плоской. Где ее аристократизм, жесты, манеры? Где эти потрясающе надменные, злые, и в то же время тоскливые глаза, в которых хочется утонуть?  

Во втором сезоне отчетливо ощущается и «мыльный» душок бразильских сериалов. Создатели «Вампиров средней полосы-2» решили не отправлять на тот свет зловещую верховную Хранительницу Ириночку Витальевну (Татьяну Догилеву), положив ее под капельницу в ожидании чуда.

Чуда не произошло.

У Маслова Хранительница – колоритный персонаж, которого тяготит бремя власти и данное много веков назад обязательство, а на другой чашке весов переплелись (и перевешивают!) любовь бабушки к внучке, тревоги матери, тяжелый характер и личная трагедия смертного человека, стоящего у последней черты.

У Грибанова – расплывшаяся на койке тяжелобольная женщина, над которой ставят эксперименты. Все!

А вот с «замогильным» юмором по-прежнему все в порядке – Святослав Вернидубович продолжает остроумно сыпать перчеными шутками-прибаутками и с явным удовольствием ныряет в поясняющие сюжетные линии флешбэки, заодно воюя с малограмотными местными экскурсоводами, не знающими истории родного края. Только благодаря «деду Славе» - Стоянову в сериале сохраняется изначальный колорит славянской саги про добрую нежить и, если можно так сказать, ее боевой дух.

Ну и есть некая связь с бекмамбетовским «Дневным дозором» - старейшина смоленских вампиров наигрывает тему Боба Марли. У Бекмамбетова эту песенку напевает кровосос в исполнении Валерия Золотухина.

Вампиру-язычнику, хранителю земли смоленской многое предстоит сделать: умерить аппетиты «слесарей по компьютерам», которые установили несуразно высокие цены на свои услуги, «вырастить» из ростка лебеды безвременно усопшего Женька (придет ли в себя Женек – Франкенштейн в третьей части, поживем-увидим), сразиться с пришлыми вампирами, желающими покарать «бабушку Милу», спрятавшуюся в теле десятилетней девочки, ну и, конечно же, мир в беспокойной вампирской семье сохранить.

Бесспорный плюс вторичных вторых «Вампиров» - захватывающий, насыщенный неожиданными поворотами детективный сюжет.

При всех плюсах-минусах кровожадного детища Дмитрия Грибанова очевидно одно: если очень сильно любить первый сезон, проблем при просмотре второго не возникнет.

Фото: vk.com/start_ru.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
33 минуты назад
В соцсети сообщают, что байкера бил таксист.
сегодня, 14:17
Глава региона прокомментировал происходящее в Кардымовском р...
сегодня, 13:35
В преддверии национального Дня донора в России смоленские мо...
сегодня, 13:01
Более 3,5 тысячи активистов «Единой России», МГЕР и «Волонте...
Новости партнеров