Едет в Магадан, или Лучший фильм весны в Смоленске

Культура
Едет в Магадан, или Лучший фильм весны в Смоленске

Все,  к чему прикасается творчески – продюсерская группа Шляппо – Илоян – Жалинский, моментально становится золотым: выкатившаяся на российский экран аккурат в Женский день лирическая комедия Антона Маслова «Поехавшая» возглавила верхнюю строчку проката. По киносводкам от 12 марта, фильм уже собрал свыше 135,6  млн.  (!) рублей.  

                             Маршрут построен

«Поехавшая» - классическая представительница жанра роуд-муви, по-прежнему остающегося не очень популярным для отечественного кинематографа. Такие фильмы наши режиссеры снимают редко, и удачных кот наплакал. Ну, если забыть про замечательную во всех смыслах картину Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» или списать со счетов последнюю ленту «Я тоже хочу» Алексея Балабанова. Провал «Небесной команды» Владимира Аленикова вспоминать вообще не хочется, да и история с «гробом на колесиках» («Цой» Алексея Учителя) показалась зрителю весьма сомнительной и спорной.

Почему жанр роуд-муви остается не до конца востребованным, можно только догадываться. И зря, что его не стремятся раскрутить: только в пути можно показать становление личности человека, удивительные перемены в его мировоззрении и перерождение человеческой души. Сама метафора пути имеет философский подтекст. Ведь жизнь – это большое путешествие, и конец его для всех одинаков. Важно другое: как пройти выбранный тобой маршрут.

Главная героиня «Поехавшей» - типичная амбициозная провинциалка, которая пытается завоевать Москву. Несмотря на служебное рвение, Аня Смолина (Ольга Лерман) абсолютно ничего из себя не представляет, хоть вполне успешна и богата. Пустышка с завышенной самооценкой, которая подрабатывает SMM-менеджером, обслуживая звезд, и готова плевать на весь мир, пусть мир катится к черту! Бумеранг наплевательской «ответки» прилетает незамедлительно: на 30 - летие Анны никто из ее друзей не пришел. Сказался скверный авторитарный характер. Курьер – узбек, который привез заказ, не в счет. И возлюбленный Ани, что жестоко ей изменил и посмел-таки заявиться на «юбилей», едва не отхлестан розами.

Разъяренная Смолина вместо такси арендует велосипед курьера, который привозит ее в свою узбекскую семью, где едят лучший в Москве плов и не скрывают дружеского и теплого расположения друг к другу. Тут-то Анна, чей жизненный путь так и остался неопределенным, а внутренний навигатор наглухо сбит, осознает кошмарную истину, которую она годами прятала в самый укромный сундучок души: ее никто по-настоящему не любит. Кроме, пожалуй, матери, брошенной ею тринадцать лет назад в Нижнем Новгороде. С тех пор и не виделись!  

Аня принимает решение: она должна увидеть маму. Бросить все, сесть на велосипед, взяв с собой палатку и прицеп с верной таксой Капой, и крутить педали. Вперед, только вперед, до самого Нижнего Новгорода! Путешествие Смолиной, физическое, моральное и духовное, начинается! Она еще не знает, что ей придется преодолеть десятки тысяч километров. В Нижнем Новгороде Анну никто не ждет, мать переехала в Магадан.  

                          «А чего дома сидеть?»

История «Поехавшей» - невыдуманная. Фильм Антона Маслова (кстати, снявшего первый сезон «Вампиров средней полосы») основан на реальных событиях, в центре которых оказалась блогер Анна Смолина. Внезапно осознав пустоту своей жизни, в 2017 году москвичка отправилась вместе с таксой из Набережных Челнов в Магадан, чтобы встретиться с матерью, с которой не общалась несколько лет. В дороге специалист отдела SMM по привычке вела интернет-дневник, который в дальнейшем вылился в книгу «А чего дома сидеть?». Сталкивается с проблемами, попадает в затруднительные ситуации. Встречает свою любовь. Убеждается, что мир состоит не только из плохих людей, но и хороших. И последних больше. Люди стали главным открытием ее путешествия. Ведь чем дальше ты уезжаешь от Москвы, тем больше человеческого находишь в людях и получаешь радость от простоты общения с ними.

Аня находит новых друзей и меняется за счет пережитых встреч и событий. В «Поехавшей» также нашли отражения события, о которых писала Смолина.

Она попадала под дождь и промокала до нитки.

Ей было очень страшно ночевать в глухом лесу, ощущая полную беззащитность. Маленькая собачка, к тому же старенькая и с онкологией, вряд ли бы сумела защитить хозяйку. Наоборот, могла привлечь диких животных своим запахом.

В пути Анна столкнулась и с проявлением мужского шовинизма. Однажды, когда она отдыхала на обочине, дальнобойщик специально окатил ее водой, на всей скорости промчавшись по колее. А потом, когда села на велосипед, снова столкнулась с этим же автохамом: он намеренно поджидал ее. Прижав к обочине, нарочито медленно ехал и издевался. Поливал нецензурной бранью. Получал удовольствие от того, что жертве психологического насилия в глуши помочь некому.    

Точно так же, как героиня «Поехавшей», однажды Смолина заметила сзади фуру, которая неслась, не сбавляя скорости. Девушке пришлось на полном ходу свернуть на обочину. Аня упала коленями на острый щебень, прицеп с Капой перевернулся. Весь ужас был в том, что рука велосипедистки при падении оказалась на проезжей части, и фура промчалась всего в десяти сантиметрах от кисти отважной девчонки. Водитель не остановился.  

И все же людей, протянувших руку помощи путешественнице, было больше в десятки раз! Ей оказывали бесплатное обслуживание в автосервисах, предлагали ночлег и еду. Всем очень хотелось познакомиться с Анной, узнать подробности ее путешествия и зарядиться энергией смелой туристки. Страна следила за маршрутом Смолиной, которая без устали давила на педали и упорно, километр за километром, шла к своей заветной цели. А что? Мир, дома или в офисе сидючи, не познаешь!

Анна так и не доехала до Магадана. В Иркутской области повстречала велосипедиста Валерия, который ехал из Белоруссии в Малайзию, и не смогла с ним расстаться… 

Правильный путь ее жизни определился.

                       Такса, велосипед и Валера

Смолина не скрывала: несмотря на правдоподобие, фильм на 90 процентов состоит из вымысла. И при этом отметила, что вымысел допустим. Создателям картины удалось не только выстроить живописный маршрут своей героини (от Москвы до самых до окраин, то бишь до Байкала), но и психологически тонко показать перемены в ее характере. Как она с каждым днем меняется в лучшую сторону, оставляя стервозность и гонор на обочине.

Поначалу путешествие дается столичной «белоснежке» с большим трудом. Усталость, мозоли, сложная трасса и погодные условия, недосып, надоевшие до чертиков «бомж-пакеты» - в дорогу много провизии не возьмешь. Испортится, да и груз неподъемный.

Сомнения в успехе вело-тура – поверни-ка ты назад, дорогая, пока не вляпалась в какую-нибудь неприятную историю! Внутренний раздрай Ани как нельзя лучше отражен в беседах с воображаемой мамой (Александра Яковлева), которая весьма скептически относится к идее дочери добраться до Магадана на велосипеде и помириться с ней.

Антон Маслов – очень «атмосферный» режиссер, потому-то его команде и удается наполнить экран выпуклым пространством, расширить его ощущением бескрайних российских далей, затерянных в глуши населенных пунктов, речушек и рек, пустошей и романтикой магистралей. Весна сменяется летом, лето – осенью, велопробег воспринимается зрителем как масштабное, захватывающее, увлекательное и местами опасное приключение, которое измеряется в тысячах километров. Монтаж настолько динамичный, что зрителю заскучать не удастся, хоть у фильма довольно приличный хронометраж – 150 минут. Маслов четко чувствует ритм, диктуя звуковое оформление картины, которое здесь подобрано ювелирно – ничего лишнего! Впрочем, как и в первой части «Вампиров средней полосы». Композиции поддерживают нужное настроение, создавая выверенный, гармоничный баланс между треками и тишиной.

У «Поехавшей» Ани появляется свой ангел-хранитель, одиночка - велотурист Валера (Виктор Хориняк), путешествующий в Монголию. Как только у Смолиной возникают проблемы, рыжебородый здоровяк Валера чудеснейшим образом оказывается рядом. Дает советы, от лихих людей защищает. Игра Хориняка в который раз убеждает: а ведь хороший он, многогранный актер! Живой и теплый, а не дурилка картонная.     

Жанр роуд-муви требует внушительного количества персонажей, калейдоскопа запоминающихся лиц и характеров, неважно, ключевые они, или второстепенные, отрицательные или положительные. В «Поехавшей» действующие лица меняются с бешеной скоростью – портье в придорожной гостинице; хорошие ребята, которые оказались очень плохими; кооператив «бабочек» на обочине; душевная дальнобойщица с железным стержнем внутри; урки с ножами в лесу; веселящийся на ежегодном празднике «Байкалфест» колоритный люд…   

Все происходящее на экране очень естественно и натуралистично, скепсиса не вызывает. Потому что это – наша жизнь, как она есть.

«Поехавшая» - отличная оптимистическая история, которая заставляет человека задуматься: а все ли он в своей жизни делает правильно? Быть может, он заплутал в темном лесу собственных ошибок и никак не может найти тропинку, ведущую к разрешению проблем? Дорожку, которая приведет к родным и близким по духу людям, взаимопонимание с которыми утрачено?

Так или иначе, «Поехавшая» - один из лучших отечественных роуд-муви и самый добрый фильм, снятый за последнее время. Свежий глоток весеннего воздуха!

Фото: www.kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
29 минут назад
Глава региона прокомментировал происходящее в Кардымовском р...
сегодня, 13:35
В преддверии национального Дня донора в России смоленские мо...
сегодня, 13:01
Более 3,5 тысячи активистов «Единой России», МГЕР и «Волонте...
сегодня, 12:16
Законопроект рассматривался на заседании комитета Смоленской...
Новости партнеров