«Хитровка» в Смоленске. Прогулка на дно

Культура
  «Хитровка» в Смоленске. Прогулка на дно

Детективно – приключенческий фильм Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех» на первый взгляд может показаться изящной безделушкой. Но – только на первый. Как же истосковался зритель по магии простого развлекательного кино, главная задача которого – подарить человеку в уик-энд хорошее настроение.

               Шахназаров – еще один враг «пятой колонны»?

Однако почему-то далеко не всем захотелось разделить с маститым режиссером положительные эмоции и получить эстетическое наслаждение от происходящего на экране волшебства.  

Мнения зрителей разделились. Одни пришли от «Хитровки» в восторг, другие начали недовольно брюзжать. Помятуя о шквале негатива, который обрушился в информационном поле на «Вызов» Клима Шипенко и на Юлию Пересильд, обвиненную во всех смертных грехах, нетрудно догадаться, что в формировании общественного мнения активное участие приняли недремлющие апологеты «пятой колонны».

А ненавидеть им Карена Шахназарова есть за что.

История повторяется, но масштаб ее повторения уже не трагичен, а смешон. В 2012 году на режиссера, снявшего потрясающий по силе воздействия глубоко философский фильм – предсказание «Белый тигр», выстроенный на антитезе. Антитеза противопоставила восставшего из пепла Человека бездушной стальной махине Фашизма, ополчились не только зрители, но и критики. Кого-то возмутила «крамольная» музыка Вагнера (в нынешнем историческом контексте звучит довольно забавно), других – «мифотворчество» и очевидные библейские аналогии.

Сгоревший танкист воскресает подобно Иисусу Христу, обретя новое, русское имя - Иван Найденов. Он-то и поведал командованию, что таинственный немецкий «Тигр», не оставляющий следов и способный в одиночку уничтожить целую танковую дивизию, – это не просто «оружие возмездия», а призрак. Танк без экипажа. Выходец, как и сам Найденов, из мира мертвых.

«Белый тигр» - дьявольское порождение войны, и отправить его в ад живому человеку невозможно. Воскресший Иван одержим идеей сжечь призрачное чудовище. По мнению одиночки, вступившего в смертельное противоборство с мистической машиной смерти, если ее не уничтожить, война никогда не закончится.

Накануне трагических событий на Украине Шахназаров в образной форме сказал главное – именно русский народ принес себя в жертву. Восстал с того света ради жизни. И война действительно еще не закончена. «Белый тигр» не сожжен, фашизм и сегодня живее всех живых. Как раз об этом и говорил режиссер: «Война идет и продолжает идти… и никаких намеков, что она прекратится. Она и сейчас идет, сию секунду. Она – везде. Нацизм имеет глубокие корни. Он никуда не исчез. Он может дремать, но может возродиться в любой момент. И в этом его опасность. А для нас опасно не понимать это».

Очевидно, что любой фильм, снятый Шахназаровым, вызывает бурю негодования у резидентов и их пособников, стремящихся оплевать все русское. Даже очаровательная «Хитровка»!

                         Хитроумный «кентавр»

Скажу сразу: ругать детектив «Хитровка. Знак четырех» совершенно не за что. Сама идея фильма весьма оригинальна. Она выросла из стремления соединить блестящую репортерскую прозу Владимира Гиляровского («дяди Гиляя», как его с уважением называли хитровские отщепенцы за честность и смелость) с детективом в духе Артура Конан Дойла. В конечном итоге получился нестандартный развлекательный кинематографический «кентавр». При всем этом режиссер постарался абстрагироваться от английской канвы, сделав упор на «вкусный» и духовитый московский колорит. Схватки, погони, ребусы-головоломки, захватывающий сюжет! Интеллектуальная, красивая и очень интересная история.

«Мне давно хотелось сделать такой фильм - не отягощенный глубинными проблемами поиска смысла жизни, а увлекательный зрелищный детектив, отчасти триллер. Тема для нашего кинематографа достаточно нестандартная. Кстати, детективов я ни разу в жизни еще не снимал», - не скрывает Шахназаров.

Если исключить детективную канву, «Хитровка» основана на реальных событиях.

Станиславский, готовясь к постановке горьковской пьесы «На дне», хотел добиться максимально реалистической подачи сценического действа. В результате артисты МХТ отправились с «дядей Гиляем» на экскурсию по лабиринтам московских трущоб. Станиславский был в восторге от прогулки по столичной «канализации»: «Экскурсия на Хитров рынок лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила мою фантазию и творческое чувство».

Озорной и бесстрашный Гиляровский, выполняя функцию гида по «загробному миру», сопровождает Станиславского по кругам московского ада, где собраны все смертные грехи. Притоны, публичные дома, ночлежки, воровские «малины». Сладострастие, алкоголизм, обжорство, криминал. Торговля детьми и вовлечение подростков в занятие проституцией, попрание человеческих законов и морали.

«Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны», - пишет Владимир Гиляровский в своем физиологическом путеводителе «Москва и москвичи».

«Хитровские катакомбы» выглядят абсолютно реалистично. Чтобы добиться эффекта правдоподобия, создатели картины не поленились вырыть искусственную речку - прообраз подземной реки Неглинная! Злачное место (аутентичность Хитровки с годами, конечно же, была утрачена) воссоздали на «Мосфильме». Художники подошли к вопросу очень ответственно: использовали рассохшиеся старые деревянные рамы и изъеденные жучком обветшавшие двери. В общей сложности было построено не меньше сорока торговых лавок. С такой скрупулезностью подошли к пошиву костюмов и гриму, который превратил массовку в армию сущих исчадий ада.

Основная часть съемок прошла в Москве, однако съемочная группа выезжала в экспедицию в Кронштадт и Санкт-Петербург.

Шахназарову с поразительной точностью удалось передать дух городского дна, где жизнь человека не стоила ни гроша: скученность и тесноту, убожество и нищету, в которую был погружен народ в 1902 году, запертый в грязную коммуналку Хитровки. И, как противопоставление нищенской клоаки, - Москва парадная: златоглавая, лоснящаяся от переизбытка денежных средств, рассекающая в лакированных каретах и жирующая в дорогих ресторанах.   

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Правда, не всегда духами и изысканными блюдами. Чаще кровью и потом, засаленным драным сюртуком и трупами заплутавших в хитровских лабиринтах горожан, которых сбросили в зловонный коллектор. Хитровка кишит такой публикой, от встречи с которой порядочному человеку лучше воздержаться – душегубы всех мастей подворачиваются на каждом шагу.

В рассказе «Знак четырех» Шерлок Холмс и доктор Ватсон распутывали дело, связанное с похищением индийского клада и убийством его владельца. В хитровской истории герои Михаила Пореченкова (репортер «дядя Гиляй») и Евгения Крюкова (импозантный Константин Станиславский) не столько дотошно изучают привычки обитателей московского дна, сколько занимаются расследованием убийства некоего колоритного типа Раджи - выходца из Индии, дела которого покрыты мраком, а прошлое туманно. Крюков и Пореченков – это и вправду русские Холмс и Ватсон. Их неожиданно возникшая крепкая дружба и опасные приключения напоминают лучшие фильмы про напарников.   

Утонченный Станиславский, щеголяющий в шикарных костюмах, в полном восторге. Теперь уж точно он сделает с  Немировичем – Данченко (его играет Александр Олешко) потрясающий спектакль! Дело за малым: присматривайся, впитывай местную лексику и манеры, жесты. Пораженному зрителю не останется ничего другого, как рукоплескать!

И опасаться особо нечего: рядом Гиляровский с мужицким волевым лицом и с кастетом. Без барских замашек, пользующийся неизменным уважением маргиналов, в каракулевой шапке и сапогах в гармошку. Лихой человек в солидном уже возрасте, как рыба в воде ориентирующийся в темных хитровских закоулках и выходящий «сухим» из самых опасных передряг.

Станиславский с энтузиазмом погружается в расследование таинственной смерти Раджи, а заодно знакомится с красавицей Княжной – «марухой» здешнего «вора в законе», томящегося на каторге. Шикарную красотку (которую черт знает каким ветром занесло на самое дно жизни), играет Анфиса Черных (известна зрителю по фильму «Географ глобус пропил»).   

Есть в «Хитровке» и свой «Лестрейд» - городовой Рудников (Евгений Стычкин). Только наш Лестрейд – не придурковатый служитель закона, а самый настоящий исторический персонаж, который остался в истории благодаря репортажам Гиляровского. Смелый и справедливый служака, наводивший порядок на Хитровом рынке во второй половине XIX века.

Бесспорным достоинством развлекательного детектива Карена Шахназарова является погружение зрителя в историю России и русскую литературу. В легкой и непринужденной форме режиссер знакомит новое поколение с шедеврами классики и с теми, кто ее создавал и воплощал на подмостках.   

Просто и незамысловато подводит к главной идее фильма: человек и на дне способен оставаться человеком.

«Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека», - бросает со сцены в зал горьковский обитатель ночлежки Сатин.

Нужно уважать ЧЕЛОВЕКА и все ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в нем.

Только в этом случае мы сможем остаться людьми.

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
36 минут назад
В рамках патриотической акции в город привезли частицу Вечного...
сегодня, 12:29
Жителя Смоленска ловко обманул мошенник из соцсетей.
сегодня, 11:31
В деревне Задняя Пустошка Новодугинского района загорелся це...