«Дыхание» в Смоленске: как торговец воздухом стал спасителем

Культура
«Дыхание» в Смоленске: как торговец воздухом стал спасителем

22 июня в отечественных кинозалах стартовала драма Романа Каримова «Дыхание». Фильм о том, как меняются люди перед лицом смертельной опасности, и почему не следует лечиться… в государственных больницах. Очевидно, что режиссер намеревался в первых рядах снять остросоциальную картину о дружбе, ответственности, взаимовыручке и самоотверженности медиков, однако вышло иначе.
Объясню, почему.

                 Война с коронованной смертью

2 марта 2020 года в Москве был выявлен первый случай заболевания новой коронавирусной инфекцией. «Нулевым пациентом» (разумеется, российским) стал турист, вернувшийся из Италии. 27 февраля заболевшего туриста поместили на карантин в инфекционный бокс.

В Россию ворвалась пандемия COVID-19, ознаменовавшаяся огромными человеческими потерями и мужеством медицинских работников, которые первыми приняли удар на себя. Как распространяется смертоносная инфекция, и как с ней бороться, тогда не знал никто.  

В сентябре 2022 года число официально зарегистрированных в России случаев заболевания превысило колоссальную цифру - 20 (!) миллионов человек. Общее количество умерших от коронавируса с начала пандемии к апрелю 2022 года достигло свыше 760 тысяч россиян.

Сводки с инфекционного фронта поступали ежедневно. И каждый месяц росло число врачей, которые не смогли спасти самих себя от COVID-19. Научному потенциалу России был нанесен огромный урон: от коронавируса гибли те, кто находился на передовой. Доктора медицинских наук, блестящие хирурги, рядовые врачи, медсестры и санитарки.

Роман Каримов взялся за очень трудную и тяжелую, практически неподъемную социальную тему. Неподъемную именно для него – режиссера, который привык работать в легком, комедийном и ни к чему серьезному не обязывающем жанре («Неадекватные люди», «Гуляй, Вася!», «Днюха»). «Дыхание» посвящено будням медиков в «красной зоне», которые каждый день «слушали наше дыхание» и отчаянно боролись за возможность каждого пациента вздохнуть снова и снова.

                        Вдох-выдох с душком

Тем не менее, если очень внимательно проследить за развитием сюжетных линий и расстановкой акцентов, можно сделать неутешительный вывод: вырвавшееся на экраны «Дыхание» Каримова с весьма неприятным душком!

И дело не в том, что накал драматизма в картине нивелируется неуместным юмором, откровенной сказочностью (история «волшебника» – Осипенко, о нем немного позже) и мелкодисперсными, конъюнктурными метаниями главных героев, которые ведут себя, мягко говоря, недостойно - неэтично и аморально.

Каримову удалось «прокукарекать» на заданную тему первым (ранее снимали сериалы только про самоизоляцию и превратности локдауна – «Безопасные связи» Богомолова, «Взаперти» Петухова). А вот поднять фильм на героическую высоту глубокой психологической драмы о мужестве человека в белом халате – нет. В «Дыхании» нет сострадания, душевности, внутреннего напряжения, заставляющего горло сжаться. Физически ощутить нехватку кислорода в легких. Панический страх перед интубацией ИВЛ. Страх смерти и отблеск надежды в глазах врача в защитном костюме «космонавта».

Зато есть другое, типично «маааасковское». Снобистское отношение к человеческой жизни. Вероятно, Каримов решил сработать на контрасте, противопоставив житие обеспеченных слоев населения быту обычных людей без блата и высокоэффективных зарубежных препаратов и отдельных палат для избранных. Ну и заодно показать, как меняется к лучшему человек, попавший в критическую ситуацию, которая требует мобилизации душевных и физических сил.

Попытка не удалась. Зато вышла красивая сказочка с элементами фантастики. И даже привлечение к написанию сценария кардиохирурга Андрея Гончарова, спасавшего заболевших короной людей и консультации с персоналом РНИМУ им. Н. И. Пирогова не помогло сделать картину хотя бы немного более реалистичной.

                           Да придет… сказочный Сивка-Бурка

Главный герой «Дыхания» - бывший хирург Виктор Лихачев (Антон Батырев), а ныне «торговец воздухом» и успешный коммерсант, который продает больницам импортное медицинское оборудование. В прямом смысле торгует воздухом – аппарат ИВЛ обеспечивает дыхательные процессы. У Виктора свои счеты с отечественной медициной: он бросил спасать людей  после смерти отца, которого не взяли на плановую операцию аневризмы аорты под Новый год. За деньги, конечно же, прооперировали бы. А на нет и суда нет.   

Лихачев – еще не самый неприятный персонаж в системе главных действующих лиц, которым можно все, потому что у них есть солидные счета в банке. Им можно обмывать выгодную сделку в туалетной кабинке летящего из Европы самолета на высоте несколько тысяч метров и дымить, как паровозы.

Друг и партнер Лихачева не стоит на ногах, висит на шее своей нетрезвой любовницы. А не потерявший здравого смысла Виктор ведет дипломатические переговоры со стюардессой, зная, что уломает бортпроводницу. Финансово обеспеченная вседозволенность, за которую ничего не будет. И благополучно забытая клятва Гиппократа: когда на борту авиалайнера человеку потребуется помощь, Виктор Лихачев спокойно отреагирует: «Я больше не врач».

Но бог не Ермошка, видит немножко.

Мать Виктора (Галина Сазонова) заразилась коронавирусом (мгновенная карма!) и, потеряв сознание в магазине, оказалась в государственной клинике, где шаром покати – ни лекарств, ни ПЦР-тестов, ни ИВЛ. Правда, стоит какое-то вентиляционное старье в подвале (как ружье Станиславского, которое непременно выстрелит).

Виктор, которому нет дела до окружающих его людей, бросается спасать маму в самый ад – в больнице объявлен карантин.

Вот тут-то и начинаются чудеса.

Жизнь заставляет Виктора вспомнить свое хирургическое прошлое. Он ставит точный диагноз задыхающемуся мужчине, которому намерены провести резекцию легкого. Мужчина (его зовут Осипенко) оказался настоящим сказочным Сивкой-Буркой, который выручает Виктора и врачей из неприятных передряг и знает ВСЕ (как правильно лечить больных или построить из подручных материалов дезинфицирующий шлюз), хоть и бывший уголовник. Улыбчивый зэк-шутник подсказывает медикам перекрыть вентиляцию (как распространяется неведомый вирус, неизвестно), вводит понятие «красная зона». Когда загораются ИВЛ, Осипенко устанавливает причину пожара без пожарно-технической экспертизы –вспыхнула неисправная проводка, а не старенькие отечественные аппараты.

Бывший хирург и бывший сиделец начинают спасать людей в закрытой на 14-дневный карантин нищей клинике на фоне поистине фантастических событий!

Гвозди бы делать из этих людей: никто из персонала почему-то не заражается короной, врачи неуязвимы. Хотя во время пандемии в больницах болели все медики без исключения - в замкнутом карантинном пространстве избежать инфицирования не представлялось возможным.

Не обошлось и без «клубнички»: чтобы дамы не заскучали, накушавшись развесистой клюквы про отечественную безнадегу в медицине, Роман Каримов вводит пару любовных линий. Намечающийся у вернувшегося в бесплатную медицину Виктора роман с метящей в главврачи хирургиней Колесниковой (Ирина Горбачева), и адюльтер друга главного героя фильма Шутова (Даниил Воробьев) с красавицей-авантюристкой, заведующей частной лабораторией.

Пустившийся во все тяжкие мажор Шутов, которому надоела его пресная и скучная жена, таки встает на путь исправления (помогает больнице с тестами ПЦР, кормит кота мамы Виктора) и даже отправляет любовницу в отставку. Семья превыше всего, а тут какая-то мальчишеская любовь. Смешно!

Вот тут-то и «срабатывает» ружье Станиславского: не верю!

Не бывает в реальной жизни таких метаморфоз, чтобы бизнесмен на ходу переобулся и бросил «золотую жилу». Да и влюбленный мужчина вряд ли настолько легко расстанется с зазнобой - Шутов выглядит крайне слащаво и неубедительно, когда отправляется с семьей за город в локдаун. Так же трудно поверить в то, что честная, самоотверженная и решительная Колесникова займет должность главврача, обскакав ушлого и тертого коллегу (явного коррупционера).

Поэтому даже чудовищные будни медиков, превозмогающих хроническую усталость, бесконечные операции и дежурства с пациентами на аппаратах ИВЛ, на экране ситуацию не спасают.

Лейтмотивом дыхания по-прежнему остается незавуалированная истина: без связей и блата в России выжить нельзя.

Фото: www.kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 21:08
сегодня, 20:30
Директор МБОУ «СШ № 33» в Смоленске, член Совета руководител...
сегодня, 19:44
По словам ректора Смоленского государственного университета ...
сегодня, 19:19
В Главном управлении Смоленской области по культурному насле...
Новости партнеров