В Смоленске показали народное кино "За Палыча!"

Культура
В Смоленске показали народное кино "За Палыча!"

27 июля на российский экран весьма успешно десантировалась разухабистая комедия Андрея Богатырева «За Палыча!». «Кинодесант» оказался и впрямь народным (фильм позиционируется как народное кино) – только за первый уик-энд картина собрала 70 млн. рублей, заняв первую строчку топ - рейтинга кассовых сборов.
В кинотеатрах комедию  уже посмотрели более 228 тысяч человек.  Интерес со стороны целевой аудитории растет в арифметической прогрессии. Постараемся понять, что спровоцировало ажиотаж вокруг типичного «середнячка», неожиданно вырвавшегося в лидеры проката.

        «Если ты растешь с золотой ложкой в ж***, у тебя начинает протекать фляга»

Скажу честно: с первых кадров комедийной ленты Андрея Богатырева (сценаристы - Алексей Чадов и Максим Боев) возникает некоторое недоумение, будто с дежавю столкнулся. Подобные инфернально - воспитательные и поучительные мотивы уже возникали в завоевавшем зрительские симпатии «Холопе» Клима Шипенко и комедии абсурда «ДМБ» Романа Качанова.  

В водовороте стремительно сменяющихся начальных картинок фильма «За Палыча!» – злоключения мажора Темы Голубя (Евгений Зарубин), которому посчастливилось родиться в шиншилловых пеленках и золотой ложкой в пухлой младенческой заднице. Все проблемы наглого шалуна Темочки решает папа (Александр Самойленко), поднявшийся в лихие 90-е на продаже «перченого» видеомусора («Калигула» Тинто Брасса не в счет) до кресла мэра в маленьком городке Калужской области.

Да вот беда: зажравшийся Голубь-младший неудачно подсек серебристый джип какого-то таинственного дядечки в сером (Иван Охлобыстин), и тот на раз-два лишил «голубиное» семейство всех привилегий. Папу-мэра отправили в ссылку в деревню, где свил родовое гнездо его свекор, бывший десантник Палыч, а Тему забривают на срочную службу в армию. Теперь судьба мажора - «голубка» всецело зависит от непоколебимого прапорщика Котова, который в духе качановского «ДМБ» намерен позорный недуг трусливого Темы в подвиг определить: «Пошлем в десантники. Там ты еще и с…ся начнешь». Что поначалу Голубь-младший успешно и делает. Из фильма слова не выкинешь! «А что если парашют не раскроется?» - в ужасе вопрошает наставника мажор. - «Новый выдадут», - философски «успокаивает» салагу прапорщик.

За год службы в десантуре возмужавший Артемий осознал меру, степень и глубину своей вины (ибо незачем вступать в дорожные войны с незнакомцами в штатском, которые уж очень смахивают на сотрудников ФСБ) и вернулся в родную деревню к деду Васе. Василий Палыч (Сергей Шакуров) – человек непростой. Ветеран ВДВ, бывший афганец, отличившийся в чеченскую кампанию (вывел из окружения бойцов), к тому же с героической родословной. Предки Палыча из столетия в столетие совершали ратные подвиги – в тайной полуподвальной комнатушке, где дед Вася в лучших традициях российской глубинки гонит самогон, на стене целый славный иконостас наград. Сплошь снимки героической родни в орденах, крестах и медалях. Тут-то и выясняется, что дембель Тема в аксельбантах до конца не перевоспитался. Приметил Георгиевский крест прапрадеда, да и решил продать его, дабы подняться на идеологически враждебных биткоинах. Опять начала у пацана «фляга протекать!»

                         Сказка ложь, да в ней намек!

Ай-ай, плохой мальчик Тема! Зря, видать, старались прапорщик Котов и страшный человек в сером, все усилия пошли насмарку. А в прежнего плохиша Голубя в тельняшке превратила коварная возлюбленная, которая предпочла десантника крутышу - бизнесмену, шагнувшему в XXI век из «святых 90-х». Вот тут-то комедия Богатырева делает резкий поворот от поучительных «холопьих» путешествий во времени и брутальных шуток «ДМБ» в сторону… философской притчи «Левиафан» Андрея Звягинцева. Пора бы уж заканчивать спойлерить комедийный сюжет, да пока не получается.

Андрей Богатырев – мастер аттракционов, синтезирующий на экране несовместимые вещи. Ведь это он создал ошеломительного «кентавра» «Красный призрак», соединив партизанскую сагу со спагетти - вестерном. Боевик, снятый в лучших традициях Тарантино и парадоксально повествующий о военных событиях под Вязьмой, совершил прорыв российского кино в международном прокате. «Красный призрак» купили не менее ста стран, уж больно восторженным прокатчикам показался занятным нестандартный подход к героизации советской истории.  

Трагическая киноцитата из «Левиафана» ловко обыгрывается в комедийном боевичке «За Палыча!». Герои картины не намерены уповать на милосердного бога, вопрошая, где же он? Неужто не видит человеческих страданий, и все отдал на откуп власть имущих нечестивцев? Вокруг дяди Васи под девизом десантуры «Никто, кроме нас!» сплачивается кольцо единомышленников, решивших дать отпор коррумпированной гидре местной администрации в лице мэра (Михаил Горевой) и типичного упыря –«бандерлога» Македонского (Федор Лавров). Десантники всем миром не дадут отнять у маленького человека землю, на которой стоит его дом, и построить на ней гостиницу. Палыч, он мужик суровый, своей земли не пяди не отдаст: «Если мы каждому идиоту будем свою землю отдавать, они бы всю Россию раздолбанили давно».

Градус банальной семейной комедии, кажущейся на первый взгляд слепленной наспех плакатной агиткой с элементами театра абсурда, повышается, в нем все сильнее слышатся не только остро – социальные, но и героико – патетические ноты. Смешное и немудреное кино принимает форму не просто сказки про Артемку – дурачка и «матроскиных», но былинного сказа со всей присущей былине архетипической атрибутикой. Есть в нем, в сказе этом, чудо-богатыри и Соловьи – разбойники, Марфушеньки – душеньки и царевны-лягушки «на форсаже», правители без царя в голове, но с тугой мошной, и гости иноземные с благородной душой, хоть и дельцы. И даже свой «Кощей Бессмертный» имеется – все тот же влиятельный и всемогущий человек в сером костюме и непрезентабельной кепочке, надвинутой на глаза.

И бои эпические присутствуют за землю русскую, щедро политую нашими предками кровью. И как же на душе становится радостно, когда БМД гусеницами сплющивает в блин вороной вражеский «гелик»! Устал народ безмолствовать, вот и ликует, когда видит на экране метафорическое отражение реализации своих чаяний. Надеется ведь до сих пор искренне, что образумятся зарвавшиеся чиновники, и к власти везде придут неравнодушные люди, способные решить насущные проблемы электората, а не свои корыстные делишки. И вместо коррупционеров, восседающих на золотых унитазах, в кабинетах займут места достойные представители народных масс, а не кумовья с типичными выходцами из пропитавшегося беспределом прошлого.

Потому и цепляет зрителя «Палыч», который вместо гранаты бросает в экран телевизора гантель. Гнев ветерана направлен на бросившего Родину на растерзание Бориса Ельцина, произнесшего когда-то коронную фразу: «Боже, храни Америку!» Если бы не такие вот Палычи, и вправду «раздолбанили» б Расеюшку – мать без остатка заокеанские стервятники!

Но и они отнюдь не всесильны: над Темой еще работать и работать, выжимать из парня мажора по капле, да и из застенков СИЗО Артема выручает не Палыч со своим войском, а все тот же серый «Кощей» с лукавым прищуром из-под неизменной кепки. А все ж хорошее дело сделано: инвестор-иноземец безжалостно сносит не родовое гнездо ветерана, а резиденции зарвавшихся коррупционеров, и взамен аляповатых коттеджей в назидание строит гостиничный комплекс.

                     Мир хижинам, война дворцам!

Кстати, комедия с двойным дном «За Палыча!» пришлась по вкусу не каждому зрителю. Многие остались недовольны былинной агиткой Богатырева: «с таким набором известных актеров кино требует гораздо большей зрелищности, глубины и капиталовложений. Не самая запоминающаяся картина в отечественной фильмографии»; «сюжет можно считать банальнейшим. Основной взяли из «Холопа», добавили немного из наших третьесортных боевиков. Сдобрили плоским юмором, и в итоге выкатили очередного рака на безрыбье»; «фильмы, подобные картине «За Палыча!», относятся к ряду одноразовых: желание пересматривать его вряд ли появится».

Кому-то, кто давно не выезжал за МКАД, претили провинциальные виды российской глубинки: дескать, все серое и унылое, убогое. Кругом одна грязь, нищета и пьянство! Что это за главный герой, восседающий в полутемном подвале среди доблестных наград за самогонным аппаратом? Неужели стыдится славного прошлого своей семьи? А войско дяди Васи – одна пьянь да дрань, инвалиды и неудачники в тельняшках, страдающие от «чеченского синдрома».

Неужели эти брюзги не увидели на экране щемящей красоты увядающей в осеннем золоте среднерусской природы, ее размаха и величия, сквозящего сквозь березки? Героизм несломленной души простого человека, не желающего мириться с произволом? Не осознали они еще одного важного момента: в общественном сознании начали сдвигаться тектонические пласты, коль на экран одна за другой выпархивают актуальные, социально заточенные «ласточки», свидетельствующие о том, что не все ладно в нашем «королевстве». А если проблему хорошенько высмеять, так и не таким уж страшным покажется и сам дракон – коррупционный спрут.

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
37 минут назад
Проект реализуется по поручению Президента России Владимира ...
сегодня, 15:25
сегодня, 15:33
В мэрии рекомендовали не выгуливать здесь домашних животных,...
сегодня, 18:03

За езду на дорогостоящей иномарке и кражу ему грозит до ...

Новости партнеров