Кино в Смоленске. «Свидетель» нацистского Ада

Культура
Кино в Смоленске. «Свидетель» нацистского Ада

Фильм Давида Дадунашвили «Свидетель», рассказывающий о начале спецоперации на Украине, в первый уикенд заработал в прокате всего 6,6 миллионов рублей при бюджете 200 миллионов рублей. Поддержку производству картины, рабочее название которой было «Музыкант», оказало Минкультуры РФ.
Однако энтузиазма у зрителей картина не вызвала: специализированные издания зафиксировали у «Свидетеля» самую низкую среднюю заполняемость кинозалов на выходных: пять человек на сеанс.
Что не так с лентой Дадунашвили? Попробуем разобраться!

Не спорю: в разгар летних отпусков зрителю не особо хочется смотреть тяжелые психологические драмы, особенно в выходной день. Желание беречь психику от просмотра сцен насилия и жестокости вполне объяснимо. Но как их можно было избежать, взявшись за реализацию проекта, который правдиво, скупыми средствами отображает трагедию славян, увиденную бельгийским виртуозом? Представителем богоизбранного народа, случайно оказавшимся в эпицентре событий 24 февраля 2022 года?

Допустим, российский зритель холодно отреагировал на работу Дадунашвили (режиссер известен как художник-постановщик фильмов Сарика Андреасяна «Защитники» и «Чикатило») с Карэном Бадаловым в главной роли. Однако апологеты «пятой колонны» и, собственно, всевозможные враги России всех мастей и калибров оживились невероятно и впали в истерическую ажитацию. Интернет – пространство запестрило отзывами примерно такого содержания: «Всякий раз, как в кинотеатрах появляется новый «общественно-важный» фильм, кажется, что упасть ниже невозможно. Не может быть, чтобы этот океан безумия был бесконечным, у него должно быть дно. Можно снимать хуже. Можно снимать отвратительнее. Можно снять так, что зрителей затошнит в зале уже на первых минутах вашего фильма. Новое совместное детище Минкульта и Минобороны, сшитое по образу и подобию чудовища Франкенштейна, настолько плохо, что его даже не с чем сравнить. «Свидетель» – фильм уникальный в своем бесстыдстве. И поэтому мы надеемся, что в России его никто (или почти никто) не посмотрит».

Ничто так больно не ранит, как истина. Особенно сегодня.

Недоброжелатели тут же окрестили «Свидетеля» пропагандистской агиткой в духе «Солнцепека». Кстати, судьба драмы Максима Бриуса и Михаила Вассербаума, премьера которой  состоялась в Санкт-Петербурге в августе 2021 года, тоже была нелегкой. Показ картины - современного аналога фильма Элема Климова «Иди и смотри» - был закрытым и в широкий прокат не попал. Тогда Фонд Кино не решился финансировать фильм на подобную тематику. Возможно, потому, что  война, которую ведет Украина против собственного народа, впервые была показана жестко, натуралистично, без умолчаний и компромиссов. «Солнцепек» (одну из ролей сыграл выпускник смоленского «Диалога» Андрей Терентьев) до слез бередил душу, заставляя вспомнить о трагических событиях горячего лета 2014 года.

Убийство беременной женщины, расстрел мирных жителей, пытающихся вырваться за кордон. Бомбардировка администрации Луганска. Издевательства украинских фашистов над пленными «сепарами». «Блуждающие минометы», уничтожающие целые семьи, собравшиеся за столом поужинать. Гибель под обстрелом современных Ромео (из стана ВСУ) и Джульетты на фоне указателя «Счастье». Изорванный в клочья российский флаг на баррикаде у разбомбленного здания ОГА в Луганске...

Посмотрев «Солнцепек», заместитель постпреда России при ОБСЕ Максим Буякевич назвал его «лучшим отечественным фильмом наших дней».

Лучший фильм с большим трудом пробрался на каналы телевидения. Теперь мы знаем, почему.

Новой жертвой пропаганды, развязанной против российского кино и правды, пал «Свидетель» Дадунашвили. Фильм возвращает зрителя в первые дни после начала СВО и глазами беспристрастного наблюдателя показывает события на Украине. Первые кадры – из мирного времени и мира искусства, торжествующего на международном конкурсе скрипачей в Москве. Блестящий музыкант Даниэль Коэн, бельгийский еврей по происхождению, не попадает в число лауреатов, но это обстоятельство его совершенно не печалит. Он хочет одного – поскорее вернуться в Бельгию и обнять своего маленького сына Николя. Даниэль нарочито показан человеком, которому чужд современный мир: он не пользуется смартфоном, тем самым отстраняясь и абстрагируясь от жизненной суеты, и сосредоточен исключительно на музыке. Связующая с окружением скрипача нить – менеджер Коэна Бриджет.

Вышло так, что на конкурсе скрипача приметил украинский олигарх и попросил его сыграть на банкете в Киеве. Виртуоз принимает предложение и, сам того не зная, летит в адское пекло, где в геенне огненной потеряет взбалмошную и самоотверженную Бриджет, которой невдомек, что здесь убивают не только русских, но и зверски насилуют европеек.

Даниэль Коэн, невероятно похожий на Броуди - главного героя драмы Романа Полански «Пианист» - увидит разыгравшуюся трагедию своими глазами.

Увидит, как пытают людей током, чтобы выбить из них капиталы, и топят их в «прачечной». Расстреливают на улице случайных прохожих и режут на куски пленных.

Здесь интересно цветовое решение фильма: желтый – солнечный цвет жизни – сменит грязно-синий. Цвет, символизирующий собой хтонический ужас мрачных застенков и пыточных боксов.  

Скрипка, не в силах вынести чудовищной действительности, умолкает. Ее плачь гасит свист «Точек У» и вой минометных обстрелов, обрушившихся на жителей украинского поселка Семидвери.   

Картина Дадунашвили, композиционное решение которой действительно построено на шаблонах и узнаваемых репликах, взятых из голливудского кино и плакатного искусства, противопоставляет гуманиста и монументального в своей мощи и вседозволенности нациста, командира запрещенной в России террористической организации «Азов» (Александра Дьяченко), цитирующего Гитлера. Еврей, чьи предки пережили Холокост, столкнувшийся с возрожденным фашизмом, и матерый полковник, ведут нескончаемый диалог. Даниэль Коэн, страдальчески взирающий на людоедскую бесчеловечность построения нового режима, убеждается в том, как в мягком подбрюшье ничего не подозревающей старушки-Европы стремительно разрастается многоголовая нацистская гидра.

И старушке этой, не разделяющих славян на украинцев и русских, глубоко плевать на судьбу самой Украины. В начале фильма формулируется основная мысль, заложенная в фундамент «Свидетеля». Скрипач, в недоумении смотрящий из окна на разворачивающиеся на улицах Киева события, спрашивает у Бриджет: «А что будет с Украиной?» «Никому нет дела до Украины», – зло бросает высокомерная бельгийка, с младых ногтей приученная к золотым унитазам. Эта мысль лейтмотивом пронзает весь фильм – почти никому из встречающихся бельгийскому музыканту граждан до своей страны никакого дела нет.

Пожалуй, разве что только оппонент скрипача Коэна убежден в правильности выбранной Украины политики. «Украина похожа на государство», - парирует высказывание европейки   полковник – эстет (настоящие фашисты, они такие!), заставляя Коэна исполнять своим подчиненным музыкальные произведения. Но… он ненавидит европейскую классику и оскорбляет скрипача, когда тот, пораженный безумием происходящего, искренне захотел «порадовать» националистов идеальной в формате инфернального зла композицией штурмфюрера Хорста Людвига Весселя: «Наши офицеры – чистая кровь украинской нации! Чего хочет русня? Аллах их знает! Им нас не сломить, мы нация, а нация основана на чистоте крови! Совести нет – ее придумали евреи».

На карту поставлена жизнь виртуоза, но он выигрывает бой средствами гуманизма, извлекая из скрипки ласкающие уши нелюдей звуки под «аккомпанемент» документальных кадров нацистских преступлений. Даниэль выжил, чтобы стать свидетелем циничной провокации, когда мирных жителей поставят под ракетный удар, чтобы сфабриковать фэйк о зверствах российской армии наподобие инцидентов в Краматорске и Буче.

Здесь важен психологический ход: свидетель преступлений – европеец до мозга костей. Выживший в аду бельгийский интеллигент выполняет важную миссию и намерен, чтобы ему это ни стоило, донести до мировой общественности, что ад этот сотворили не русские.

«Я потерял слух, но я не потерял совесть», - тихо произносит под вспышками телекамер контуженный ракетным ударом скрипач.   

«Свидетель» пронизан сочувствием к жертвам политических и идеологических игр, которые неизбежно привели к катастрофе.

Фильм, определяет состояние, в котором пребывает Украина, – как нескончаемую трагедию двух братских народов, которых столкнули лбами мастера мировых интриг.

Жаль, что «Свидетеля» западный зритель, конечно же, не увидит.


Фото: filmz.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 15:25
сегодня, 15:33
В мэрии рекомендовали не выгуливать здесь домашних животных,...
14 минут назад

За езду на дорогостоящей иномарке и кражу ему грозит до ...

сегодня, 15:05

Обучение через видеоуроки – это удобный и эффективный способ...

Новости партнеров