Зашифрованный мир. Смоленские художники занялись исследованием культурного кода

Культура
Зашифрованный мир. Смоленские художники занялись исследованием культурного кода

«Орнаментальные коды» ­ под таким названием в КВЦ им. Тенишевых открылась необычная выставка, затрагивающая потаенные культурологические смыслы на стыке архаики и современности.

Цель проекта «Орнаментальные коды» - актуализировать взаимосвязи между традиционными и новаторскими способами преобразования информации, акцентировать понятие тайны как одного из основополагающих критериев искусства.

«Одним из ключевых понятий культурологии является термин «культурный код» - система знаков и символов, а также смыслов, которые под ними подразумеваются. Он необходим для понимания картины окружающего мира. Одним из элементов культурного кода является орнамент, который содержит в себе символы жизни и мировоззрения ушедших поколений. Орнамент считают самостоятельным видом искусства, основанным на визуализации ритма. Код, наряду со знаком и символом, - одно из основных терминологических понятий семиотики», - написано в аннотации к проекту.

В проекте приняло участие 14 смоленских художников. В экспозиции представлено более 60 работ в различных, порой необычных техниках и стилистиках: живопись, графика, вышивка на тканях, роспись по керамике, гравировка по стеклу, резьба по дереву, выжигание по пенополистиролу и другие.

В представленных на выставке произведениях художники интерпретируют древние и современные виды кодирования.

Куратор и участник проекта Эдуард Кулемин представил работы, выполненные по своеобразной технологии - выжигание по пенополистиролу (пирография). Его серия «Происхождение видов» подразумевает не только теорию естественного отбора, но и взаимосвязь культурных и биологических феноменов в процессе развития человечества (виды языков и письменности, изобразительного и прикладного искусства, мифологий и мировоззрений). Витиеватые графические композиции на бумаге художник создает при помощи оттисков с гравюр на пенопласте.

Работы Татьяны Кондрат из серии «Пелены» представляют собой старые потрепанные белые ткани, взятые из детского дома (возможно, простыни или скатерти), на которых переплетаются вышитые широкими хао­тичными стежками фрагменты орнаментов.

- Вглядываясь в орнамент, мы обнаруживаем мудрое переплетение нитей. Ничего нет случайного, множество символов зашифровано в нем. Вышивали узоры в определенных местах одежды, предметах быта, наполняя их сакральными смыслами. Они говорят нам и о временах года, об отношениях между людьми, и о природных явлениях, и о труде. Строгий ритм народного орнамента напоминает о цикличности нашей жизни. На полотнах серии «Пелены» вы видите, как орнамент рассыпается на фрагменты, которые состоят из хаотичных стежков - орнаментальный хаос. «Пелена забвения» предупреждает нас о том, во что превратятся орнаменты, если мы забудем свой культурный код, - поясняет свои работы художница.

Мария Ужакина представила работы на упаковочном гофрокартоне и зеркалах. Здесь присутствуют абрисы человеческих фигур, орнаментальные образы воинов, молящихся матерей, жён и т. п. Художница затрагивает глубокую тему драматизма современной мировой ситуации в аллегорической форме. На крупномасштабной инсталляции «Света» (то ли женское имя, то ли просьба о просветлении) использованы старые обои времен СССР, выключатель и лампочка. Черная тень девочки в углу невидимым взглядом обращается к светлому пятну, на котором изображен наивный детский рисунок, выполненный сыном художницы.

В работах Татьяны Новиковой всюду присутствуют переплетения ветвей ДНК и растительных элементов, в которых ютятся зародыши различных мифологических существ, намекая на современные опыты биоинженерии и последствия пагубного воздействия на экосистему (мутации). Художница использует бытовые материалы и предметы для реализации своих замыслов: посуду, ковер, старые форточки и тарелку спутниковой антенны.

- Серия «Изморозь» - это некие воспоминания, которые, как зимние узоры на стекле, мимолетны и недолговечны. Форточки выбраны неспроста - это элемент окна. Я как бы приоткрываю их зрителю и даю возможность заглянуть в мою личную историю. Необычная подсветка форточек дает иллюзию трехмерности, создавая эффект неопределенности... Три форточки - это отсылка к настоящему, прошлому и будущему. Здесь также можно поразмышлять о трехмерном измерении и других вариантах мерности Вселенной, - уточняет автор.

Мэтр смоленского авангарда Владислав Макаров представил серию графических работ «Жития», где препарирует глубокие метафизические смыслы.

- Это шесть работ в развитии идеи жизненного пути личности. От поиска себя через идентификацию, социализацию и встраивание в структуру, отраженную в житийной композиции. Прохождение через экзистенциальные проблемы, отображенные в серебряной гамме, к золотой, как приближении к осознанию собственного пути… И далее - к финальной композиции Троицы, как идеала просветления. К орнаментальным кодам это относится скорее как оппозиционное решение. Мой код имеет отношение к экзистенциальной стороне жизненного пути личности, тогда как орнамент всегда соотносится с коллективным бессознательным, - рассказывает Макаров.

На живописных картинах Елены Залогиной отражены сложные взаимопроникновения реального и виртуального миров в современном информационном пространстве.

- В своих работах я рассматриваю тему неконтролируемого проникновения цифровых технологий в сознание человека, исследую образовывающийся параметрический орнамент как результат слияния цифровых технологий и художественных традиций. Визуальная трансформация происходит не только через цвета, но и через алгоритмы. Представленная серия работ - это орнаментальный пульс нашего быстро меняющегося мира, - говорит Залогина.

«Не исчезнуть в пятнышках берез» - такое поэтическое название дал Алексей Гонтов своей серии незамысловатых работ, выполненных акриловыми красками на бумаге ручного отлива (это бумага, которая изготавливается из природного сырья и сохраняет цвет, запах и энергетику живого материала).

- Оказавшись далеко за пределами нечерноземной полосы России в субтропическом поясе юго-восточной Азии, я остро ощутил изменение процесса самоидентификации в условиях ослабления связи с визуальным кодом моей Родины. Страх смены установок - что теперь считать близким и важным для себя, а также острое желание не потеряться в новой бешеной красоте, не исчезнуть в завораживающей игре новых пятен. Эти ощущения стали поводом для фиксации параллелей между хорошо знакомым, с одной стороны, и совершенно новым и неизвестным, с другой; своим и чужим, временным и постоянным, - делится своими мыслями художник.

Описать все произведения художников, представленные на выставке, в формате газетной статьи не представляется возможным. Весьма интересны работы из дерева Вячеслава Шутова и Александра Волкова, арт-объекты Мелании Малиновской, графика Любови Михайловой и Артемия Кулемина.

Проект «Орнаментальные коды» является инициативой членов Регионального отделения ТСХР по Смоленской области и направлен на развитие современного искусства нашего региона в тесной связи с культурным наследием Смоленщины. Он реализуется в рамках Экспериментальной Творческой мастерской Творческого Союза художников России и Поволжского отделения Российской академии художеств.

- Одна из задач искусства - помочь человеку в размышлении о жизни, об окружающем мире, о месте человека в мире. Художник, решая задачу по осмыслению реальности, разрабатывает свою систему кодов/смыслов и переводит их в визуальные образы. Зритель может идти двумя путями: пытаться понять, какую систему кодов заложил автор; попробовать самому на основе созданной автором работы создать систему своих кодов и ключей для расшифровки. При втором варианте - зритель как бы тренируется на работах художника видеть и понимать, а главное принимать окружающий мир, - комментирует идею проекта председатель Смоленского регионального отделения ТСХР Анна Зимина.

Анатолий Соловьяненко.

Фото автора.









Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад
Сегодня, 15 июня, губернатор Смоленской области принял участие...
54 минуты назад
15 июня в деревне Приселье состоялось мероприятие с участием...
сегодня, 18:44
В футбол играют 22 человека, а побеждают (всегда) не...