"Бременские музыканты" в Смоленске

Культура
"Бременские музыканты" в Смоленске

В первые дни 2024 года фильм Алексея Нужного с полюбившимся с детства сюжетом заработал миллиард рублей. Несмотря на собранную в первые дни проката внушительную кассу (новогодние премьеры всегда стреляют в цель), попробуем разобраться, почему зрители разделились на два лагеря. На тех, кому фильм пришелся по душе, и тех, у кого фантазия на тему «Бременских музыкантов» вызвала отрицательные эмоции.  

     «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!»

Отказать себе в удовольствии посмотреть «Бременских музыкантов» в праздные новогодние дни было просто невозможно. На музыкальной истории, созданной в 1969 году по мотивам сказки братьев Гримм Василием Ливановым (сценарий), Юрием Энтиным (стихи), Геннадием Гладковым (музыка) и Инессой Ковалевской (режиссер), выросло не одно советское поколение. Я не исключение. Задорная «хиппейская» баллада, вырвавшаяся из тогдашнего идеологического контекста, очаровала и детей, и взрослых, которых было невозможно оторвать от экрана.

Откуда нам было знать, что ставший культовым мультфильм подвергся резкой критике чиновников, инспирировавших травлю создателей дилогии «Бременские музыканты»? И как только не называли этот свободолюбивый мультик чинуши и приближенные к кормушке культурные деятели: «наркотик для детей», «продукт тлетворного влияния Запада», «бомба с часовым механизмом, заложенная в фундамент СССР»…

Еще бы: Трубадур с гитарой и в джинсах, хрупкая Принцесса, которая после ночи с бродячим менестрелем превращается в мультипликационную копию мирового секс - символа Брижит Бардо, узнаваемый хит «буржуазной группы» Uriah Heep, песни разбойников («Пиф-паф, и вы покойники, покойники, покойники!») и олицетворяющий власть глупый Король (уж не намек ли на дорогого Леонида Ильича?) вызвали предсказуемо негативную реакцию в кабинетах «дворцов».   

Мультфильм благополучно задвинули в «ящик» наградного поощрения, что совершенно не помешало триумфальному шествию «Бременских музыкантов» на ТВ. «Луч солнца золотого» в исполнении Муслима Магомаева завоевал невероятную популярность (впрочем, как и все остальные хиты), Олег Анофриев стал ассоциироваться у зрителей и слушателей исключительно с образом Трубадура. Пластинки с записью музыкальной сказки «Бременские музыканты» разошлись ошеломительным тиражом – было продано 28 миллионов (!) экземпляров!  

Кота выпустили из мешка, и засунуть его обратно не представлялось никакой возможности.

Нетрудно догадаться, что режиссер Алексей Нужный сотоварищи решили повторить успех порвавших семидесятые «Бременских музыкантов», сыграв на ностальгических чувствах старшего поколения.

«Мы свое призванье не забудем -
смех и радость мы приносим людям!»   

«Бременские музыканты» - это музыкальная притча о любви и дружбе, история, способная на конкретных ярких примерах показать детям, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Весь мюзикл Нужного, начавшийся с жестокой драмы (маленький Трубадур теряет мать и отчий дом, а затем, попав в «Двор чудес» Атаманши Луизы, отправляется в тюрьму), пропитан мечтой о настоящей любви и взаимовыручке. Даже самые скверные персонажи к финалу сказки «перековываются», превращаясь в героев с чистым сердцем и вполне адекватными побуждениями. Атаманша Луиза (Мария Аронова) на деле оказывается простой бабой, которая всегда мечтала о счастливой женской доле, и выходит замуж за Короля (Сергей Бурунов). Надеемся, что и жалкий, жадный трус Король (по совместительству, очень заботливый отец) осознает свои ошибки под воздействием претерпевшей любовный метаморфоз бандитки Луизы.

Принцесса (Валентина Ляпина) прощается с навязанным ей сценаристами образом взбалмошной и капризной дурочки и наконец-то понимает, что «дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы».

Длинноногий красавец - Трубадур (Тихон Жизневский) прощается с желанием отомстить Луизе за каждый день, проведенный в темноте застенков, и снова обретает утраченный талант. Сбываются мечты и у поющей живности, которая путешествует в кибитке: у Собаки (Роман Курцын) теперь есть хозяин, Кошка (Ирина Горбачева) находит дом и больше не одинока, старый трусливый Осел (Дмитрий Дюжев) получает защиту и долгожданный покой, самовлюбленный Петух (Аскар Нигамедзянов) осознает, что в одиночку ему континенты не завоевать. Утратившие дух авантюризма и погрязшие в комплексах бродячие музыканты снова вместе и готовы покорить любой Вудсток. Кстати, Вудсток - один из самых знаменитых рок-фестивалей, прошедший с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности Бетел, штат Нью-ЙоркСША. На минуточку, именно в 1969 году увидела свет мультипликационная версия «Бременских музыкантов»! В жизни случайностей не бывает, все случайности не случайны.        

Ловкий и беспощадный к преступникам Сыщик (Константин Хабенский) тоже смягчился сердцем: назвал Трубадура «сынком» и готов вместо него взойти на плаху…

Самое главное, что все герои этой доброй сказки, - и разбойники не исключение, - приходят к закономерному выводу: золото – изобретение дьявола, губящее души, и «ничего на свете лучше нету», чем настоящая дружба и искренняя любовь.

Все смешалось в «Бременских музыкантах», причем к лучшему!

Ремейк «Бременских музыкантов» получился, как принято сегодня говорить, запредельно «атмосферным». Работа оператора Игоря Гринякина, камера, парящая над восхитительными горными пейзажами Ингушетии и Дагестана, на высоте в прямом смысле слова. Да и музыкальная часть картины трогательна – «старые песни о главном» ласкают слух и возвращают аудиторию в беззаботное босоногое советское детство. Исключение составляет лишь неуместность темы про Трубадурочку, которую исполняет Король, – Принцесса еще не успела познакомиться с Трубадуром и влюбиться в него. Вопрос, зачем ее так называть? Но это уже частности. Осталось понять, почему сказка про доверчивого и чистого сердцем мальчика, который рос в любви, затем стал «волшебным» инструментом в циничных руках организованного бандитизма, однако сумел преодолеть в себе обиду и зло, категорически не понравилась другой части зрителей.

«Наша крыша - небо голубое,
Наше счастье - жить такой судьбою…»

Начнем с того, что пятая колонна не дремлет. Появление на экране Юлии Пересильд (мама Трубадура, которая объясняет сыну, что петь можно лишь с чистым сердцем), вызвало шквал откликов со знаком «минус». Чем актриса не угодила многим зрителям, непонятно. Вероятно, ей не могут простить съемки на МКС и абсолютное первенство русских в Космосе, где даже киноиндустрия исключением не является. Так и хочется спросить у злопыхателей: а вы смогли бы выйти на орбиту не в качестве космического туриста, а пару недель работать на камеру? Ей тоже было очень страшно (один взлет ракеты с космодрома чего стоит), но она смогла! За эпизодическую роль цветочницы Юлию тоже высекли, и совершенно напрасно: роль матери Трубадура получилась пронзительной и тонкой.

Бесспорно, антропоморфный грим бродячих музыкантов из Бремена также показался аудитории пугающим.

«Не рекомендую никому смотреть это. Это не сказка, а фильм ужасов просто. Животные - отдельная тема, хорошо, что я взрослый человек, а то бы ночью не спала, вспоминая эти морды», - пишет одна из посетительниц портала «Кино-Театр.Ру».

Действительно, зачем создателям картины понадобилось прибегать к столь инфернальному гриму? В мюзикле «Мама» (режиссер Элизабет Бостан, 1976) все сказочные персонажи, которые изображают животных, имеют признаки своих прототипов из мира зверья (уши, рожки и т.п.), однако в то же время выглядят по-человечески. В фильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино» (1975) та же история – Лиса-Алиса, Кот Базилио, Черепаха Тортилла и пес Артемон лишь слегка загримированы, но зритель понимает, кого из персонажей сказки Толстого он видит на экране. В случае с «Бременскими музыкантами» художественный цех, провернувший огромную, трудоемкую и по-своему качественную работу, похвалить не за что. Перестарались!

Да и не все главные герои фильма хороши. Непонятно, с чего это вдруг эксцентричная и избалованная Принцесса влюбляется в нищего Трубадура? В мультфильме задаваться подобным вопросом не приходится. Подтверждение тому цитата из анимированных «Бременских музыкантов» советской выделки: «В клетке птичка томится, ей полет не знаком…». Нежная, печальная и угловатая девушка в короне печалится о настоящей, полной впечатлений жизни, которая проходит мимо нее за стенами дворца. И неожиданно встретив родственную душу, решает изменить свою судьбу.

В фильме Алексея Нужного мы видим мажорку наподобие героини Аглаи Тарасовой в «Холопе-2», только не злую пигалицу, плюющую на «электорат» с высокой башни, а озорную и беспринципную. Ей всего-то хочется вырваться на зеленую лужайку вне королевских покоев, а нужен ли Принцессе Трубадур, остается загадкой. Химии между героями в первых кадрах не возникает. Зрителю остается лишь догадываться, откуда у внезапно вспыхнувшей страсти ноги растут.

А теперь вишенка на торте: сказка Нужного в большей степени предназначена поколению семидесятников. Испорченным комиксами, гаджетами и поп-корном детям вряд ли будут близки гуманистические постулаты, изложенные в музыкальной притче про бродячих артистов. Менталитет в корне изменился, и как объяснить современным оболтусам, что жить во дворце, купаясь в роскоши, хуже, чем странствовать по полям и долам в повозке, не имея крыши над головой?

Дети не поймут.  

Да и музыканты нынче представляют собой особую, элитарную касту и поют за большие деньги, а не от чистого сердца.

Вот и сказочке конец!

Фото: www.kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:10
Она регистрирует товарные знаки, связанные с именем отца&nbs...
Новости партнеров