"Онегин" в Смоленске: дорого - богато!

Культура
"Онегин" в Смоленске: дорого - богато!

7 марта в российский прокат вышла экранизация «Энциклопедии русской жизни» «Онегин» с Виктором Добронравовым и Лизой Моряк в главных ролях.
«Уверен, что наш «Онегин» станет эталоном бережной и точной экранизации, - не скрывает режиссер Сарик Андреасян. -  Миллионы школьников, влюбленные пары, фанаты Александра Пушкина и просто поклонники большого кино получат наслаждение и будут пересматривать фильм».

          Сказать слово в кинематографе так, чтобы его услышал весь мир

Сарик Андреасян – режиссер, который прямо-таки по - журналистски любит браться за громкие темы. В этом и заключается его беспроигрышный метод конъюнктурщика от большого кино: взять нашумевшую историю и снять фильм, который непременно привлечет к себе внимание зрителя. То «Землетрясение» снимет – фильм, напомнивший зрителю о чудовищной тектонической катастрофе 1988 года в Спитаке, Ленинакане и других населенных пунктах Армении, унесшей жизни 25 тыс. человек. Сюжет драмы «Непрощенный» (2018) также построен на шокировавшем мир поступке инженера – строителя Виталия Калоева.

В памяти людей столкновение двух самолетов - «Ту-154 М» и грузового «Боинга - 757» - над Боденским озером в июле 2002 года останется беспрецедентной трагедией, забравшей десятки детских жизней. Среди пассажиров российского лайнера было лишь пятеро взрослых. Школьники из Башкирии летели в Испанию на отдых. Путешествием на лазурные берега премировали самых талантливых учеников, которым комитет по делам ЮНЕСКО выдал путевки.

Впрочем, на борт попали и совершенно случайные люди. Среди них - семья белорусов Шисловских и семейство Калоевых из Северной Осетии. Светлана Калоева вместе с сыном и дочерью летела к мужу в Испанию. Из кровной мести Калоев зарезал диспетчера Петера Нильсена, которого принесла в жертву швейцарская компания, скрыв истинные причины катастрофы. В свою очередь, Сарик Андреасян решил взять на себя весьма ответственную миссию – напомнить Западу о стальном характере российского духа.

«Непрощенный» интересен тем, что дает прямолинейный ответ – честью не торгуют. Других кинематографических достоинств, кроме самой идеи и крепкой актерской работы Дмитрия Нагиева, в фильме Андреасяна нет.

Драма «На солнце, вдоль рядов кукурузы» (2023) на порядок лучше предыдущих работ Сарика. Это глубоко проникновенное и достаточно умно сделанное кино, повествующее не только о героическом поступке экипажа Дамира Юсупова, но и о жизни самого главного героя - его детстве и желании стать пилотом. Но тогда он, конечно, не догадывался, что ему придется спасти 232 человеческие жизни. И свою собственную.

Ранним утром 15 августа 2019 года пассажирский самолет «Уральских авиалиний» A321, не успев набрать высоту, столкнулся со стаей птиц. Турбины загорелись. У аэробуса, который пробыл в воздухе всего 93 секунды, отказали оба двигателя. Баки лайнера до предела заполнены горючим - ситуация критическая!

Однако экипаж под руководством Юсупова четко выполнил все инструкции и протоколы, и сумел предотвратить неизбежное крушение. Борт, в котором находились 226 пассажира, совершил жесткую посадку на кукурузное поле.

В этой картине, как и в «Непрощенном» (человек бросает вызов высшим силам в стремлении добиться справедливости), присутствует философский подтекст: все случайное – не случайно, и каждый из нас способен изменить жизнь других людей, даже не совершив подвига. Просто посадить на месте когда-то разросшегося подлеска обычную кукурузу…

Сарик Андреасян сделал очень важное дело: негромко рассказал миру о россиянине Дамире Юсупове (Егор Бероев), совершившем чудо на кукурузном поле. Тем и хорош в чем-то наивный кинематограф Андреасяна, что он умеет сказать свое слово так, чтобы оно было услышано. Даже если картина не блещет изысками, фильм все равно интересен зрителю, который не может остаться равнодушным к оставшимся в памяти реальным фактам.

                                 Замахнулись на наше все!

Сегодня режиссер и его брат Гевонд Андреасян решили взять новую высоту: экранизировать роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Короче, замахнулись на наше все!

Впрочем, пушкинский роман в стихах привлекал внимание съемочных групп и раньше. Первая киноверсия «Онегина» увидела свет на заре кинематографа, в 1911 году. Пушкинского героя воплотил на экране  Петр Чардынин, в качестве режиссера выступил Василий Гончаров.
В СССР онегинскую тему раскрыли лишь в середине прошлого века благодаря Роману Тихомирову, снявшему фильм-оперу «Евгений Онегин» (1958). В основу фильма легло произведение Петра Чайковского. Ну и, конечно, сложно забыть самую последнюю и эффектную экранизацию – масштабный британский проект
 Марты Файнс «Онегин» (1999) с Рэйфом Файнсом и Лив Тайлер.

«Фильм «Онегин» Сарика Андреасяна наверняка будут ругать, при этом он может лучшей картиной этого режиссера», - заявил в одном из интервью кинокритик Роман Григорьев. И он абсолютно прав: перебить впечатление от Онегина – Файнса – дело нелегкое! К тому же, помимо эмоционально восторженных отзывов в духе «до мурашек», многих действительно не впечатлил Добронравов. Дескать, актер совершенно не харизматичен и стар. В момент дуэли с Ленским Евгению «стукнуло» 26 (или 25?) лет, а на экране мы видим глубоко сорокалетнего человека с сединой. Старика - по меркам XIX века.

Да и Татьяна явно не юна, в глазах у главной героини отразился жизненный опыт и осознание себя как женщины, которая (возможно и такое!) способна вызывать плотское желание у мужчин.   

      «...Острижен по последней моде;  Как dandy лондонский одет...»
Почему Добронравов? Сарик Андреасян восхитился игрой актера в одноименном спектакле на сцене Театра имени Вахтангова. Пришел, увидел, пригласил. На пробы, естественно!

Зачем режиссер целенаправленно выстарил своих персонажей? «Я не вижу своих героев подростками. Жизнь и возрастные критерии сильно изменились, и прежние 25 лет - это сегодняшние 40. Я не готов идти за историей любви, в которой герои молоды и юны».

Оно и правильно: ритм и темп жизни кардинально изменился. Пушкин описывает в своем романе человека, которому смертельно надоело жить. Он устал, поистрепался морально и духовно. Вообразите нынешнего молодого парня, которому опостылили пирушки, измены и друзья? Подобное из области фантастики!

Представить, что Татьяне тринадцать или четырнадцать лет (такой ее задумал Александр Сергеевич), вообще сложно. Тринадцатилетние девочки в XXI веке вообще о любви не мечтают и замуж не хотят. Потому как у нас и матроны в сорок с хвостиком лет уверенно считают себя девушками. Попробуйте такую вот даму женщиной назвать, обидится до смерти! Да и вряд ли решится эмоционально незрелая девчушка на столь смелый (и в наши дни тоже) мужественный поступок: первой объясниться в любви мужчине. Простыми словами, искренне и открыто. Без лицемерия, кокетства и ханжества.

Еще одна находка Андреасяна – ввод в полотно фильма закадровый голос автора. Невидимый для героев картины рассказчик (Владимир Вдовиченков) позволяет сохранить оригинальный текст пушкинского произведения. Так сказать, «наш ответ Чемберлену»: многим не понравилось переведение в фильме классический четырехстопный ямб в прозу – «слишком вольно кинематографисты обращаются с русской классикой!» Зато и действие смотрится вполне реальным, без нарочитой театральности и вычурности. Каждое явление рассказчика на экране лишь подчеркивает пушкинский дух «энциклопедии русской жизни» в стихах. Сценарист Алексей Гравицкий («Землетрясение» и «Непрощенный») с задачей справился – авторской «борозды» не испортил.

Но и классика нуждается в неизбежном осовременивании, к тому же, язык кино и язык литературы – это два разных языка, использующие исключительно свою, аутентичную систему символов и знаков. «Онегин» изобилует красивостями и пышностью, прямо-таки весь покрыт сусальным золотом размеренного и безбедного жития дворянской элиты. Бесспорно, оператором Кириллом Зоткиным («На солнце, вдоль рядов кукурузы») проведена серьезная работа! Особенно хороши планы, снятые «с птичьего полета», плавно перетекающие в горизонтальную плоскость. Камера постоянно ищет необычные, завораживающие и живописные ракурсы. Смысловую нагрузку несут и сцены снов влюбленной Татьяны, осознающей свой выбор, и измученного Онегина, бессмысленно и глупо убившего друга – пылкого юнца Владимира Ленского (Денис Прытков).

Резюме таково: классику испортить невозможно. Особенно если подойти к литературному произведению бережно и тактично. С любовью и уважением к русской культуре.   

                    «Онегин» в цифрах

Как пишет «Кинопоиск», две трети фильма снимались в Санкт-Петербурге. Специально для съемок в городе построили несколько бутафорских улиц. Для съемок по историческим данным XIX века воссоздали конюшню и кузницу в Елагином дворце, а также восстановили и частично отреставрировали объект культурного наследия России - особняк барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Именно здесь были сняты ключевые сцены фильма.

В это сложно поверить, однако командой художников было написано около 150 (!) полотен. Автор эскизов - художник-постановщик проекта Элиза Калачян.

Для героев фильма сшили свыше 400 костюмов, 120 пар обуви, 180 палантинов и более 30 дизайнерских шляп, изготовили около 200 ювелирных украшений. Вручную также были отлиты сотни латунных дверных ручек в стиле ампир, по чертежам, снятым с исторической дверной фурнитуры дворянских усадеб.

Есть в «Онегине» и свое ноу-хау: комнаты и залы поместий, театра и дворцов освещают более двух тысяч специально изготовленных для проекта лампочек с имитацией пламени свечи, не имеющих аналогов в мире.

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
52 минуты назад
Директор МБОУ «СШ № 33» в Смоленске, член Совета руководител...
сегодня, 19:44
По словам ректора Смоленского государственного университета ...
сегодня, 19:19
В Главном управлении Смоленской области по культурному насле...
сегодня, 18:25
Один из учеников школы номер 31, расположенной по улице Попо...
Новости партнеров