«Позывной «Пассажир» в Смоленске: ни грамма фальши

Культура
«Позывной «Пассажир» в Смоленске: ни грамма фальши

Драма Ильи Казанкова «Позывной «Пассажир» по роману Александра Проханова «Убийство городов» заявлена как  «уникальная картина потому, что стала первой, снятой на самую актуальную, горячую тему, волнующую все общество».

                    "Фильм - это оружие на поле боя"
  Нет, «Позывного» все же нельзя назвать первой ласточкой. Были и другие фильмы. Например, недавняя антинацистская история Давида Дадунашвили «Свидетель» о начале спецоперации на Украине. «Заклепочники» и прочие недоброжелатели из «пятой колонны», в открытую и совершенно безнаказанно «топящие» российское кино, окрестили работу Дадунашвили пропагандистской агиткой в духе «Солнцепека».

Судьбу «Солнцепека» (драма Максима Бриуса и Михаила Вассербаума) тоже нельзя назвать безоблачной. Закрытый показ картины состоялся в Санкт-Петербурге в августе 2021-го. В широкий прокат фильм не попал - Фонд Кино не решился финансировать картину на подобную тематику. Возможно, потому, что война, которую ведет Украина против собственного народа, впервые была показана жестко, натуралистично, без умолчаний и компромиссов. Простенький, не блещущий кинематографическими изысками «Солнцепек» (одну из ролей сыграл выпускник смоленского «Диалога» Андрей Терентьев) до слез бередил душу, заставляя вспомнить о трагических событиях горячего лета 2014 года.

А еще раньше Ренат Давлетьяров снял ленту «Донбасс. Окраина» (2018) – жуткий, реалистичный и пронзительный фильм с фабульной линией - перевертышем.

«Позывной «Пассажир» вышел в российский прокат 14 марта. «Мы ставили себе задачу, чтобы даже те люди, которые иначе, скажем так, мыслят, задумались, почему, как и за что встал народ на Донбассе в 2014 году», - говорит режиссер Илья Казанков.

Работа Казанкова интересна еще и тем, что она основана на реальных событиях. Писатель и общественный деятель Александр Проханов стал участником тектонического сдвига на Украине. И по горячим следам девять лет назад написал пророческую книгу «Убийство городов» - очень важную и принципиальную для него как человека с ярко выраженной гражданской позицией. Переосмыслил увиденное, выпукло и страшно показал национальную трагедию славянского народа. По словам писателя, высоко оценившего работу Казанкова, фильм «Позывной «Пассажир» и его роман – «это оружие на поле боя. Мы надеемся, что этот фильм поможет нам победить».

Модного столичного писателя Николая Рябинина, отправившегося искать брата, пропавшего без вести на Донбассе, воплотил на экране Антон Шагин. «В моей семье тоже воюет брат, он записался добровольцем еще прошлой осенью, получил ранение. Равнодушным он не оставит никого, этот фильм, потому что он сделан честно. Мы не позволяли себе ни грамма фальши», – не скрывал на презентации картины на выставке «Россия» в Москве поэт, актер театра и кино Шагин.

«Позывной Пассажир» снят в лучших традициях классического отечественного кинематографа. Важно, что многие сюжетные повороты придется домыслить зрителю, которому не навязывают железобетонные принципы. «Позывной» вступает со зрителем в диалог и заставляет думать, переживать и анализировать только что увиденное на экране. В этом фильме столько правды, что ее трудно поднять и вынести. И нет места изощренной компьютерной графике, без которой молодежь уже не способна принять современное «прогрессивное» кино.

Но речь не об этом. После просмотра картины Ильи Казанкова становится ясно: это действительно серьезная художественная лента, которая четко, емко, в конкретных жизненных деталях визуализирует постигшую нас катастрофу, корни которой уходят не в тот самый пресловутый майданный 2014 год. Советский Союз с мощной системой СМЕРШ в середине 50-х не смог до конца додушить укрофашистов.

Война не закончилась в 1945-м. Она продолжается, принимая разные формы - от «холодной» до «горячей» прокси - войны. Мир замер, балансируя над пропастью последней - ядерной. И это замирание от страха или беспомощности, ощущения своей уязвимости помогут разрушить подобные картины, которые в полный голос кричат: «Мы победим!» Победим, несмотря ни на что.

            «Наше кино - для сомневающихся»

Прочувствуйте историю об «Убийстве городов» всеми своими нервными окончаниями. Фибрами души. Кровоточащим сердцем. Это - не драма, а чудовищная трагедия братского народа, который механически разделили на два - враждующих. «Позывной «Пассажир» - фильм о всепобеждающей любви и уничтожающей душу ненависти. Он простыми словами и незатейливыми образами показывает, что в нашей жизни существенно и важно, а что - второстепенно.

Что сегодня стыдно и мерзко сверкать дряблыми задницами на «Голых вечеринках» в то время, когда снаряды НАТО разносят в клочья детские тела уже на российской территории. В Белгороде. И их же ракеты огненным смерчем по-прежнему проносятся по Донбассу, сея разрушение и смерть. И знаете, запредельно глупо «голым королям» заходить в палаты к бойцам с пакетами с надписью на английском King...

Это я о чем? Не только о жирующей псевдоэлите, но и о всех нас, которых еще не коснулась «чужая» война. Та, что грохочет где-то «за ленточкой». Ее испепеляющее зловонное дыхание не чувствуется до тех пор, пока она своей стальной реактивной лапищей не раздавит вашу судьбу. Не коснется близкого человека, не разрушит дом, который семья строила всю жизнь, думая, что создает очаг на долгие счастливые годы.

«Наше кино - для сомневающихся, - не скрывает в интервью rg.ru Илья Казанков. - Старались сделать все честно, откровенно, не раздувая, не пропагандируя, не агитируя. Просто посмотрите, что происходило там в 2015-м. Вы сидели на Патриках, пили кофе или шампанское, ездили на «Бентли», гуляли с собачками. А там просто истребляли наш народ. Там было то, что называется геноцидом - и другого слова нет. Посмотрите, чтобы не задавать этих глупых вопросов - а зачем мы начали спецоперацию? Так просто никого не переубедишь. Знаю, что услышу, как будут плеваться и посмеиваться. Главное, чтоб не было - не видел, но осуждаю. И если хоть один из этих тусовщиков после фильма попытается подумать - уже победа».

 

       «Вы - в ненависти, а мы - в любви. И в гневе. Но правда - с нами»

Николай Рябинин, смертельно уставший от вечеринок и презентаций, устроенных в его честь (нетрудно утомиться, когда тебе приходится постоянно пить виски литрами и писать на груди и бедрах полуобнаженных и готовых на все поклонниц свой псевдоним «Рябина»), неожиданно для себя оказывается в гуще событий на Донбассе в 2015 году.

Белые кроссовки, грязные от чернозема, такие неуместные в зоне военных действий. Похмелье закончилось - Рябинин протрезвел. Теперь он ищет брата, который объявил родным, что отдыхает в Таиланде, а на самом деле отправился воевать на Донбасс. Писатель, пишущий «ни о чем», берет в руки автомат. С ним происходит трансформация - из гуляки праздного он постепенно, шаг за шагом превращается в бойца. Из беспечного и трусливого «пассажира», затаившегося на сиденье военного грузовика, по незнанию обогревшего в ночи оголтелого бендеровца (этот поступок, как в пушкинской «Капитанской дочке», в дальнейшем спасет ему жизнь), - в воина с позывным «Пассажир». Позаимствовать позывной брата «Рябина» Николай не смог - не позволила совесть. На силиконе светских львиц писал это слово, не осознавая, что оно написано кровью...

Психологическая трансформация Рябинина начинается со случайного убийства оболваненного парубка, который встретился с писателем на узкой тропке. Герой фильма не хотел в него стрелять. Отступая, споткнулся, нажал на спусковой крючок... Выстрел. Фонтанчик крови. Николай склоняется над умирающим, пытается помочь. Рвет на изрешеченной пулями груди униформу... А там - нацистская свастика. Паренек с презрением плюет Рябинину в лицо и умирает.

Первый урок гражданской войны усвоен.

Второй урок - атака с воздуха группы, с которой Рябинин пошел в разведку. Только что читали стихи, шли все вместе, писатель сокрушался над посеченной осколками мертвой коровой, облепленной мухами: «Животные разве виноваты в том, что люди творят?»

Группа полегла под обстрелом, и теперь только в воспоминаниях контуженного Рябинина они идут по плодородной, усыпанной цветами украинской земле. Земле, обильно пропитанной человеческой кровью и щедро нашпигованной железом.

«Командир, я принес воду...», - шепчет в ужасе Николай. А пить теперь некому. Все «200»-е.

Дети - те же цветы, которые скашивают авианалеты. Свои бьют своих - таков приказ. Потому даже дети становятся беспощадными к врагам. Маленькими героями, которые тщетно пытаются остановить танк с красным знаменем в руках и с портретом Пушкина на груди. Да, враг выстрелит в наше все и раздавит гусеницами слабенькую грудь мальчика, втопчет в чернозем алый стяг нашей победы над фашизмом, но мы все равно знаем: победа будет за нами.

Что побуждает украинцев вставать против русских? Славян против славян? Какой мотив заставил русского летчика взлететь над селом в Донбассе и взрывать хату за хатой? Зачем танкист, уподобившись фашисту из 1941 года, давит мазанку, как карточный домик? Страшный кадр: пожилая женщина отступает от махины смерти, закрываясь рукой...

Вся драма «Позывной «Пассажир» пронизана красной нитью лейтмотива: «Вы - в ненависти, а мы - в любви. И в гневе. Но правда - с нами». Вот и ответ на все вопросы.

Живой интерес вызывает противостояние между героем Виталия Кишенко - идейным командиром Вячеславом (позывной «Курок»), который не позволяет грабить шахты и мародерствовать, и его противником, бывшим товарищем по киевскому военному училищу Мишей.

Идет война, а сокурсники по старинке общаются по сотовому. Интересуются жизнью друг друга, с теплом вспоминают былые счастливые годы... И вдруг советское прошлое перерезает стальной клинок настоящего: «Имперский бес вас поразил... Вы не с Украиной воюете, а с Европой, Америкой и НАТО».

Все. Дальше только дилемма - кто кого. Кто-то пройдет сквозь пытку раскаленной смолой, или, расстрелянный, повиснет на дуле танка и навсегда войдет в вечность. Кто-то сгорит дотла во взлетевшем на воздух доме...

А другие живут силой по принципу «я возьму свое» и, скатившись до предательства (а предателям на войне не место), гибнут по – собачьи бесславно.

В финале картины герой Антона Шагина перешагнет на новый уровень: он больше не хочет возвращаться в безразличную к чужой боли Москву. Выпрыгивает из автобуса за полкилометра до КПП и бежит обратно к ополченцам по золотому полюшку, задыхаясь от счастья: он стал человеком! Обрел истинную и чистую, а не силиконовую любовь!

Осталось найти брата.

P.S. Создатели фильма заявили, что часть продюсерской прибыли от проката ленты в кинотеатрах будет направлена бойцам, находящимся в зоне СВО.

…На первом сеансе в «Мираж – синема» 14 марта было от силы пять - шесть человек. Кто-то не смог досмотреть фильм до конца и вышел из зала. В афише кинотеатра «Смена» премьеры драмы «Позывной "Пассажир» заявлено вообще не было. В «Современнике» старт фильма перенесли на 15 марта.

Без комментариев.

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
28 минут назад
Сроки утверждены постановлением администрации Смоленской обл...
сегодня, 22:03
В Смоленской области приступили к проектированию трех межпос...
сегодня, 21:08
сегодня, 20:30
Директор МБОУ «СШ № 33» в Смоленске, член Совета руководител...
Новости партнеров