Смоленские забавы с "Летучим кораблем"

Культура
Смоленские забавы с "Летучим кораблем"

21 марта на российский экран спикировало фееричное приключенческое фэнтези Ильи Учителя «Летучий корабль». Сказка, живописная, как голландский изразец, и вкусная, словно фирменный вяземский пряник.  

                Маховик сказочной киноиндустрии России запущен на полную

«Летучий корабль» - четвертый по счету волшебный проект. Первым «блин комом» наших кинематографистов стал «Конек-горбунок» - далеко не всем пришлось по душе фантазийное переосмысление Олегом Погодиным сказки Ершова. Киносказка «По щучьему велению» Александра Войтинского заткнула за пояс злопыхателей, постоянно ищущих повод подколоть авторов нового семейного фильма: дескать, «визуализация так себе, актеры деревянные, от русской сказки остались рожки да ножки!» Напротив, «По щучьему велению» - невероятно удачный пример адаптации русской сказки на современный лад, которую заполнили новыми фольклорными или придуманными сценаристом персонажами.

Финансовый успех «Бременских музыкантов» Алексея Нужного (сборы в прокате превысили два миллиарда рублей) - музыкальной притчи о любви и дружбе, которая на конкретных ярких примерах показывает детям, «что такое хорошо, а что такое плохо», - доказал: маленький зритель и возрастная аудитория с радостью готовы голосовать рублем за отечественное кино, которое наконец-то вытеснило с экранов импорт и показало – мы лучше! Ярче, графичней и затейливей. Маховик сказочной киноиндустрии России запущен на полную мощь, и его уже не остановить.

 Возвращение на экран сказочной истории, пусть снятой по мотивам и адаптированной к восприятию ее глубинных смыслов современниками,– невероятно важное событие в жизни российского общества, начавшего терять одно поколение за другим. Мы и сами не заметили, как наши дети погрузились в голливудскую Вселенную Marvel и растворились в ней, утратив частично, а то и полностью (о такой проблеме психологи давно уже говорят) национальный менталитет. Наступила пора заканчивать с Гамельнскими дудочниками (персонаж средневековой немецкой легенды), которые с помощью колдовства уводят за собой детей, чтобы те сгинули безвозвратно.

С другой стороны, чем плох тот же «Конек - горбунок»? Смотреть фильм Погодина не стыдно, даже гордость за Отечество берет. В «Коньке – Горбунке» русское государство написано рельефно и выразительно. Тут в кадре и Хохлома, Гжель и Палех. Что ни кадр, то шкатулка лаковая, расписная! Загляденье. Главное-то в волшебной сказке что? Сочными и яркими мазками показать, что человек не должен отчаиваться даже в самых безнадежных ситуациях и иметь смелость решиться на нетривиальные поступки, которые неизбежно помогут одержать верх над злом. А иначе – «бух в котел, и там сварился!» А уж если сетуете, что авторы проекта ушли в сторону от строк Ершова, после просмотра картины прочтите книжку детям – двойная польза будет!   

Сказка «По щучьему велению», выстроенная на архетипе русской лени, которая, как ни парадоксально это звучит, заставляет Емелю, бездельника и недалекого дурачка, подняться на вершину успеха, вся искрится добром и любовью к простому русскому человеку.  Человеку, которому изначально свойственно упорство, свободолюбие, неприхотливость. Это ведь именно в нашей природе заложено сострадание, терпеливость и неиссякаемая надежда на чудо. Пытливость ума, любовь к красоте и природе, гостеприимство и уважение к женщине. Желание даже ценой своей жизни помочь ближнему, равнодушие к деньгам и осуждение богатства, достигнутого нечестным способом.

Сказка – это, прежде всего, духовная матрица, выстроенная на особенностях национального характера. Русские волшебные сказки не только создают многогранную картину мира, но и формируют особенности психологии, мотивацию решений и поступков. Важно, что Емеля Александра Войтинского в процессе развития действия развивается сам и анализирует свои ошибки. И начинает понимать, почему его «щучьи» желания были такими «маленькими». Духовный рост Емели отлично показан в тот момент, когда он прозревает, увидев сердцем своего слепого отца. Третье желание «по щучьему велению» он тратит на исцеление старого кузнеца. Желания Емели перестают быть «маленькими», и в награду за это он получает любовь чудо - Щуки.

И, хоть «Бременские музыканты» Алексея Нужного сняты по мотивам «импортной» сказки братьев Гримм, все герои этой колоритной музыкальной фантазии (даже разбойники и мерзкий сыщик не исключение), - приходят к закономерному выводу: «ничего на свете лучше нету», чем настоящая дружба и искренняя любовь.

           Бабки Ежки – каннибалы и прочие Забавы

Нетрудно догадаться, что фильм-сказка Ильи Учителя «Летучий корабль» поставлена по мотивам мультфильма Гарри Бардина (1979). Путь на экран у картины был долгим и трудным. Эту историю «застолбил» в 2019 году Алексей Учитель, «случайно» проговорившись о том, что намерен экранизировать культовый мультфильм. Фильм получил поддержку Фонда кино, съемки предполагалось поручить Оксане Карас. Однако судьбе было угодно, чтобы фильм вернулся в кинематографическую семью Учителей. На режиссерское кресло сел сын Алексея Учителя Илья (драма «Стрельцов»).

Казалось бы, снимай – не хочу! А вот и нет. Илья утвердил на роли нескольких актеров, которые категорически не приняли СВО (так, Ксения Раппопорт и Данила Козловский получили статус инагентов – в титрах их имена не значатся). Ну и началась катавасия – старт сказки, намеченный на 1 января, перенесли на 7 марта, но зрители увидели ее только 21 марта. Всему виной – «гниловатый» актерский составчик, спровоцировавший задержку выхода фильма в прокат.

Что совершенно несправедливо: съемки мюзикла были успешно завершены до начала спецоперации. А значит, крамолу «Летучий корабль» не содержит, и инагентов, высказавшихся негативно о начале СВО, не поддерживает. К тому же зритель и лиц их не увидит: Раппопорт в эпизодической роли цыганки скрывает свою инагентскую сущность под маской, Козловский вообще загримирован до неузнаваемости – еще бы, он играет целую банду безбашенных бабок Ежек – каннибалов. Кстати, бабки Ежки – одна из эффектных находок, придавших изюминку «Летучему кораблю». Не говоря уже о костюмах (художница Надежда Васильева-Балабанова создала настоящую зефирную сказку) и графике: студия CGF – «наш ответ Чемберлену» - Industrial Light & Magic.

                      «А я по любви, по любви хочу!»

Озорная Забава (Ксения Трейстер), этакая рыжеволосая Эсмеральда с неизменной козочкой, живет в некотором царстве – государстве, которым де-юре правит ее безынициативный отец (Леонид Ярмольник) – власть давно уже перешла к коварному Полкану (Федор Добронравов), который каким-то чудом нашел в волшебном лесу клад. Ну и распорядился кладом с умом: помог Царю залатать в бюджете дыру и подкупил стражу. Дело осталось за малым: получить право на престол, а потом сместить правителя с трона. Для этой цели Полкан задумал свести своего сынка Поля (Андрей Бурковский), получившего образование за границей, с ветреной Забавой.

В планы Полкана вмешался матрос Иван (Александр Метелкин), которому цыганка нагадала большую любовь. Иван в буквальном смысле свалится на голову взбалмошной царевне и завоюет ее сердце. Но добиться руки Забавы будет сложно: романтичный моряк нищ и гол, куда ему тягаться с лощеным и омерзительно обаятельным хлыщом Полем!   

Зритель очарован с первых кадров этого бесшабашного мюзикла, снятого в розовых и голубых тонах. Как в индийском кино, ювелирно поставленные хореографические этюды сменяются вокальными номерами, сюжетно практически не связанными друг с другом. Просто героям захотелось запеть, вот и поют себе без всякого удержу популярные хиты! Заметьте, не только те, что были в мультфильме, но и «На заре» «Альянса», агутинскую «Хип Хоп Ла-ла Лэй» или «Верхом на звезде» Найка Борзова. Кстати, львиную долю песен в фильме исполняют Feduk и Анна Пересильд.

Матрос Иван отправляется искать золото, и в процессе опасного кладоискательства обретает множество друзей, представленных самыми неожиданными волшебными личностями. Это и фантасмагорический Соловей-разбойник (Анна Уколова), этакий трансформер – полуптица – полумотоцикл, полусумасшедшая орава бабок Ежек (в комплекте пять штук) и грустный Водяной (Сергей Гармаш) – единственный в фильме персонаж, визуализированный под героя советского мультика.

Ну и, конечно, ведьма Джейн, время от времени обращающаяся в Жар-птицу. Эту роль поручили Полине Гагариной, и она трагическая. Сказка – то хоть и волшебная, но философская – о роли женщины в обществе и абьюзивных мотивах. Хитрый и подлый авантюрист Поль обманом привязал к себе волшебницу, посадил ее в клетку и пользуется магической силой женщины-птицы. Клетка не заперта, однако маниакально привязанная к Полю красавица не желает убежать на свободу – она полностью подчинена злокозненному бруталу, подавлена морально и жизни своей без него не представляет. А он, злодей, знай кольцо на пальце крутит и пользуется пленницей по собственному усмотрению. Кольцо, чем-то напоминающее артефакт из трилогии «Властелин колец», - своего рода «пульт управления» плененной Джейн.

Бунтарка Забава тоже вянет в золотой клетке – дворце. Хочет выйти замуж по любви, а ей предлагают расчет и скучную жизнь в богатстве. Матрос Ваня эту несправедливость исправит: построит чудесный корабль и вызволит любимую из дворцов с заманчивыми сводами. Только сдается мне, что не будет у этой невероятно красивой пары маленького домика, русской печки и оравы детишек, как в «Песне о мечте» поется. Главные герои, склонные реализовывать свои фантазии, хотят мир посмотреть, и себя показать. Набраться впечатлений, увидеть невиданное и жить иначе, чем все.

Фильм заканчивается, начинается сказка странствий! А зрителя в будущем ждет еще одна сказочная киноистория от Александра Войтинского, и называется она «Огниво».

Фото: kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
55 минут назад
В Смоленской области приступили к проектированию трех межпос...
сегодня, 21:08
сегодня, 20:30
Директор МБОУ «СШ № 33» в Смоленске, член Совета руководител...
сегодня, 19:44
По словам ректора Смоленского государственного университета ...
Новости партнеров