Вяземский колорит в смоленском Доме художника

Культура
Вяземский колорит в смоленском Доме художника

В июне этого года город Вязьма будет отмечать свое 785-летие. Этому событию посвящена выставка, которая открылась в смоленском Доме художника. Здесь представлены работы 28 вяземских авторов - живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства.

В Вязьме сложилась своеобразная творческая среда. Здесь живут и работают художники, переехавшие сюда в «лихие 90-е» из других российских регионов и республик СССР. Некоторые из них передают свои знания по наследству и составляют семейные династии - на выставке представлены работы отцов и сыновей.

В едином выставочном пространстве произведения признанных мастеров соседствуют с творениями молодых художников. Экспозиция демонстрирует многообразие жанров, техник и стилей. Каждый из представленных художников работает в своей неповторимой манере, но всех их объединяет интерес к искусству в контексте культуры и истории вяземской земли. Среди многочисленных пейзажей, портретов и натюрмортов особое внимание привлекают крупные тематические работы.

В центре логической структуры экспозиции - многозначные произведения Александра Мартиросова, затрагивающие глубинные аспекты бытия (триптих «Рождество», «Распятие», «Схождение в ад»).

В метафизических полотнах этого художника сочетаются библейские сюжеты, элементы мистического символизма и архетипы подсознания. Порой воображение автора выводит мысль за рамки привычной логики, а деформированные образы и странные композиционные решения усиливают ирреальный эффект. В творчестве Мартиросова порой улавливаются отголоски Грузии, откуда художник переехал в Вязьму в 1997 году.

На соседней стене - живописные аллюзии Виктора Чайки к творчеству великих русских писателей Толстого, Грибоедова, Пушкина, Твардовского выводят зрителя на относительно привычный уровень мировосприятия. Через портреты литературных гениев автор передает их переживания, где в общечеловеческие трагедии вплетаются судьбы отдельных людей. Но и здесь мы сталкиваемся с загадками художника - черные кони за спиной Толстого в картине «Чувство Бородина» скачут по небу вверх ногами. Виктор Чайка перебрался в Вязьму из Хабаровска, и дальневосточная размашистость свойственна его живописной манере.

Далее от драматизма общечеловеческих катаклизмов зритель постепенно переходит к умиротворенной созерцательности мирной жизни - цветистые пейзажи Вязьмы и ее окрестностей, местные исторические достопримечательности, жанровые сценки из провинциальной жизни, привычные глазу красоты нашего края с холмами и храмами…

В этом ряду привлекают внимание работы Геннадия Улыбина, в 2002 году переехавшего в Вязьму из Таджикистана. Обладая различными художественными навыками, художник отдает предпочтение сложной технике - многослойная акварель по сухому. Он нашел индивидуальные приемы и не скрывает, что в работе иногда использует фотографии. Это позволяет мастеру живописать панорамный вид на Вязьму с высоты птичьего полета, который зритель может созерцать на выставке (триптих «Весна над городом»). В настоящее время Улыбин возглавляет Объединение вяземских художников, преподает в Вяземской детской художественной школе и руководит изостудией для взрослых. Художник считает Вязьму уникальным городом, который настраивает на особое восприятие - видеть красоту вокруг себя.

Успокоительную живописную атмосферу Среднерусской возвышенности эмоциональным всплеском средиземноморских красок бодрят полотна Владимира Чайки (сын Виктора). Выполненные в эстетике модного в начале прошлого века французского постимпрессионизма, картины при этом отсылают к творчеству испанских живописцев Гойи и Веласкеса.

В малом зале центральное место занимает триптих «Равновесие» Николая Коренецкого (1941 - 2020). В живописной композиции сплелись элементы космического символизма и декора. Этот художник родился в Смоленске, но более двадцати лет жил и работал в Вязьме. В его творчестве присутствуют как реалистические сюжеты, так и абстрактные композиции.

Художник Герман Жеглов (1935 - 2009) приехал в Вязьму с семьей из Азербайджана. Его считают мастером психологического портрета, в чем можно убедиться на выставке, где представлены его работы «Портрет девочки» и «Таня».

На выставке также представлены графические работы Юрия Жеглова (сын Германа) в технике офорта из серий «Животные» и «Мой зоопарк», в которых художник работает с образами реальных и вымышленных животных. Эту тему продолжает его скульптура малых форм из дерева под названием «Симбиоз», представляющая из себя пару гибридных существ, напоминающих свинью и крысу.

Скульптура малых форм представлена работами Любови Даниленковой. Романтические портреты и небольшие объемные композиции выполнены в различных пластических материалах - гипс, фаянс, терракота, эпоксидная смола.

Выставка демонстрирует высокий уровень творческого потенциала вяземских художников. Каждый из них по-своему интересен и находит индивидуальные методы самовыражения. Одни авторы следуют принципам традиционного искусства, другие предпочитают работать в постмодернистской эстетике, ориентируясь на современные изобразительные тенденции.

6+

Фото автора.


Автор: Анатолий Соловьяненко








Загрузка комментариев...
Читайте также
42 минуты назад
Вероника Шотина сегодня ушла гулять и не вернулась в деревне...
сегодня, 20:30
С 26 июля по 8 августа специалисты проведут плановые гидравл...
сегодня, 19:58
Опубликованные статистические данные свидетельствуют о том, ...
сегодня, 19:19
Глава Вяземского района Олег Смоляков сообщил, что завершить...