«Иллюзии Страны восходящего солнца» - под таким названием в КВЦ им. Тенишевых открылась выставка, посвященная традиционным и современным направлениям японской живописи.
Афиша манит интригующими подзаголовками - «Объемный взгляд на плоскую живопись», «Лентикулярные картины», «Волшебство бинокулярного зрения». Экспозиция включает в себя исторические артефакты (коллекционные литографии и гобелены 1950-х годов), а также произведения, созданные с применением высококачественных современных технологий. Особый интерес вызывают необычные картины, изготовленные по технологии лентикулярной печати. Она позволяет получить объемное изображение с естественной цветопередачей, при этом увидеть эффект глубины можно без использования дополнительных устройств. Несколько картин сделаны с эффектом анимации. Автор объемных цифровых ремейков Валерий Кругов - талантливый дизайнер, коллекционер, проживающий в городе Ставрополе.
Экспозиция начинается с картин в стиле «суми-э́», что в переводе означает «живопись тушью» (или «суйбо́ку-га́» - «живопись тушью и водой»). Этот художественный метод появился в Японии еще в период раннего Средневековья, но вершина его развития приходится на XIV - XV века. Он представляет собой монохромную манеру письма тушью, стремящуюся воплотить идею одним росчерком кисти и несколькими оттенками. Изредка художники используют цветные краски, которые накладываются на бумагу легкими, скупыми мазками.
Суми-э пришло в Страну восходящего солнца из соседнего Китая на волне распространения дзен-буддизма. Это учение проповедовало особый философский подход к изображению действительности. Образцом послужили китайские пейзажи «шань-шуй» - «горы-воды». Монахи становились художниками. Живопись суми-э строится на двух важнейших философских категориях - Пустоты, которую выражает белое пространство бумаги, и Изменчивого Бытия, передаваемого в узнаваемых формах и образах. Главными сюжетами являлось изображение водных потоков и природы, как напоминание о том, что мир текуч и в нем нет ничего постоянного.
Самым прославленным мастером суми-э того времени считается Тойо Ода Сессю, репродукции картин которого можно увидеть на выставке. По легенде, монахи в процессе медитации должны были увидеть глубину его изображений. Именно этот факт побудил Валерий Кругов к созданию объемных картин.
Сессю сыграл выдающуюся роль в истории японской культуры, становлении ее самобытности. Он принес в искусство духовность замысла, ощущение природы как всеобъемлющего мира, органичной частью которого был и человек.
В 1956 году Всемирный Совет Мира номинировал Сэссю и еще девять человек (в том числе и Леонардно да Винчи), которые внесли наибольший вклад в развитие мировой культуры.
Еще один известный японский художник, чьи работы представлены в экспозиции, - Китагава Утамаро (1753 - 1806). Это один из крупнейших мастеров стиля укиё-э (в переводе - картины изменчивого мира), определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце XVIII века.
В это время художники обратились к темам повседневной жизни и быта. Цветные гравюры с изображением различных жанровых сцен, актеров народного театра кабуки, красавиц, пейзажей выпускались большими тиражами, были очень дешевыми и охотно покупались горожанами.
Многочисленные серии Утамаро, посвященные знаменитым гейшам и прославленным красавицам, принесли ему широкую известность не только в Японии, но и в Китае, а затем и в Европе. Художник постоянно повторял найденный идеальный тип женского лица, грациозность и изящество в многочисленных эпизодах.
На выставке можно увидеть оттиски с гравюр Утамаро, отпечатанные в экспериментальной типографии в Москве в 1958 году.
Еще один японский художник Кацусика Хокусай, работавший в стиле укиё-э, представлен в экспозиции своей знаменитой гравюрой «Большая волна в Канагаве». Она выполнена в технике айдзури-э - «синие картины». Эта гравюра считается самым известным за пределами Японии произведением искусства этой страны.
Историческую часть выставки дополняют какэмоно - вертикальные свитки из бумаги или шелка, которые могли содержать рисунок или иероглифы и служили иллюстрациями к романам, повестям и буддийским сутрам. Они были популярны в Японии в XI - XVI веках. На представленных свитках изображены репродукции работ Сессю, Утамаро и Хуан Цюаня.
Современное японское искусство представлено творчеством художника Казуки Такамацу. Он работает в жанре Depth Mapping (в переводе с английского - отображение глубины). Используя многочисленные, почти прозрачные слои гуаши, художник создает картины, которые имитируют 3D технологии отображения объема. Издалека кажется, что это компьютерная графика.
Сам художник обозначает свой стиль как Сёдзё-Ирасуто - иллюстрации, вдохновленные образами японской девушки из комиксов. На его многослойных изображениях кукольные фигуры расположены в метафорическом пространстве, наполненном фантазийной символикой. Для художника важно, чтобы его работа отражала грань между материальной и виртуальной реальностью. «Я считаю, что это совершенное зеркало, которое отражает противоречие нынешнего мира в чистых эмоциях молодого поколения и в конечном итоге является символом красоты», - поясняет свое творчество художник.
Для удобства посетителей на выставке работает аудиогид - достаточно сканировать QR код смартфоном с выходом в интернет, и можно бесплатно прослушать экскурсию по выставке.
СПРАВКА «РП»
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОБЪЕМНОЙ КАРТИНЫ
Лентикулярная печать - печать специально закодированного изображения на бумаге с последующей наклейкой линзового растра.
Линзовый растр - это тонкая полимерная прозрачная пластина, лицевая сторона которой состоит из ряда микроскопических линз, а другая сторона является гладкой.
Для создания стереоизображения используются программы трехмерного моделирования. Такая операция является трудоемкой, зависит от мастерства дизайнера и его способностей объемно представить изображение.
Благодаря этому методу можно из плоского изображения получить объемное. Это очень долгая и кропотливая работа. Специальным образом кодированное изображение распечатывается на струйном принтере и совмещается с линзовым растром. Здесь большую роль играет точность совмещения изображения, и поэтому необходимо придерживаться всех заданных режимов печати, иначе даже незначительные отклонения приводят к браку.
При наложении растра на кодированное изображение наблюдается эффект объема, основанный на свойстве бинокулярного зрения человека, то есть способности видеть одновременно двумя глазами.
Фото автора.