«В музыке многое взято из… математики». Смоленский дирижер рассказал про дисциплину в детском оркестре

Общество
«В музыке многое взято из… математики». Смоленский дирижер рассказал про дисциплину в детском оркестре
В этом году детскому оркестровому объединению Смоленского дворца творчества детей и молодежи исполняется 35 лет. Наш собеседник - его художественный директор, дирижер Александр Зуй. В интервью он рассказал, почему музыка очень логична, чем оркестровое объединение отличается от музыкальной школы и как изменились современные дети.

«Музыкальная конструкция должна быть построена по правилам»
Александр Васильевич специализируется на народной музыке. Его основным инструментом была домра, вторым - народные духовые. В институтские годы он состоял в народном ансамбле. Коллектив сам придумывал и сочинял репертуар, потому что для этих инструментов его было недостаточно.
- Ваше первое образование - техническое. В музыке есть сольфеджио - музыкальная математика. Помогает ли вам в работе техническое образование?
- Безусловно, это очень далекие виды деятельности, но, на самом деле, музыка очень логична. Многое взято из математики. Музыкальная конструкция должна быть построена по правилам, логична и четко рассчитана. И сам ритм - это, грубо говоря, чистая математика. Первое образование, наверное, помогает именно с точки зрения развития логичности. То есть, непосредственно это все очень далеко, но как способ мышления имеет место быть.
- Вы сами пробовали писать партии. Можете рассказать, как этот процесс происходит?
- Аранжировкой занимаюсь давно. Начало было положено по причине нехватки репертуара для коллективов, с которыми занимался. Это промежуточная ступень между инструментовкой и композицией. Начал интересоваться этим посредством самообразования и личного опыта.

«Мы нацелены на музыкальное воспитание»
В Детском оркестровом объединении Смоленского дворца творчества детей и молодежи два коллектива: оркестр русских народных инструментов и джазовый оркестр. И ансамбль, и солисты участвуют в конкурсах, делают совместные проекты, постановки, концерты с другими коллективами.
- Есть ли отличие от музыкальной школы?
- У нас много общего с музыкальными школами: индивидуальное обучение, теоретические предметы, групповые занятия и общие репетиции. Отличие от музыкальной школы - в целях. Музыкальная школа - это профобразование, в которой выбирают лучших и их двигают. Основная нагрузка делается на тех детей, которые в дальнейшем могут стать музыкантами и получить профессию. У нас иная задача: мы работаем со всеми. А если кто-то уже в процессе этой работы становится звездочками местного масштаба, это их заслуга. Мы вовлекаем детей в постоянно бурлящую деятельность, и это является основным мотивом, нацелены именно на музыкальное воспитание. На воспитание как человека, личности. 
- А в чем явное отличие взрослого и детского народных оркестров?
- Взрослым музыкантам многие вещи просто объяснять не надо. С детьми иначе. Состав нашего оркестра сейчас около 60 человек. Случаются разные напряженные моменты. Чтобы общий организм работал, должна быть дисциплина, надо бороться и с опозданиями, и с неточностями.
- Для ваших оркестрантов вы кто, в первую очередь: дирижер в классическом понимании, как для взрослых, или больше учитель, наставник?
- Конечно, второе. Потому что дирижирование - это последний этап подготовки произведения, концерта или программы. В процессе это берется, готовится, разбирается, учится, а потом соединяется. Дирижирование - необходимая вещь, которая показывает итог всей работы, не только моей, но и всех педагогов, потому что дети распределяются по классам инструментов и готовятся. Я представляю и показываю результат всех детей и всех педагогов.
- Часто ли вы пересматриваете свои концерты, чтобы оценить проделанную работу?
- Естественно, мы записываем знаковые концерты для того, чтобы проделать анализ работы.
- На ваш взгляд, каким должен быть наставник детского коллектива?
- Первое, что для меня всегда важно, ты должен сам соответствовать тем требованиям, которые предлагаешь для других. Это обязательно. Иногда лишний раз можно не сказать, а показать своим примером, как и что надо сделать. Тогда тебя поймут, прислушаются. Надо быть честным и ответственным.
- Вашему оркестру уже 35 лет. Есть ли разница между теми детьми и сегодняшним поколением?
- В процессе работы меняешься ты сам. И, оборачиваясь на 30 лет назад, сейчас бы сделал очень много замечаний себе. Мы учим детей, дети учат нас, и это продолжается постоянно. В 90-е годы не было ни компьютеров, ни гаджетов, детей было легче увлечь. Летом каждого года мы ездим в профильный лагерь. И я сталкиваюсь с тем, что некоторые не умеют держать мяч. Игры стали другие. А это сказывается и на характере.

Смоляне выступят в Москве и Ульяновске
- Расскажите о ваших предстоящих концертах.
- Джаз-оркестр 15 июня едет в Москву для участия в 3-м Международном молодежном джазовом фестивале, организованном фондом Игоря Бутмана. В финальный день мы будем выступать в парке «Зарядье». Еще в этом году планируется выезд народного оркестра. Мы прошли Всероссийский отбор среди ансамблей и оркестров народных инструментов, включающих не только детские, попали в финал и в октябре поедем в Ульяновск.

Тина Джикия, Егор Сомов.
Фото авторов и героя публикации.








Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
Губернатор Василий Анохин сообщил о новых попытках Украины а...
вчера, 22:33
Этим красочным аккордом завершается День памяти и скорби – д...
вчера, 21:46
Вчера, 21 июня, исполнилось 115 лет кинологической службе уг...
вчера, 21:02
Все потерпевшие попались на классические уловки дистанционны...