Сценическим терзаниям в Смоленске – три десятка лет!

Культура
       Сценическим терзаниям в Смоленске – три десятка лет!

18 и 19 мая на Малой сцене смоленской драмы вновь покажут легендарный спектакль по рассказам Аркадия Аверченко «Страсти роковыя», который не сходит с подмостков вот уже 30 (!) лет.

                  О глупостях – без пошлости

В чем секрет столь долгой жизни этой блистательной постановки, которую встречали аплодисментами и дарили овации не только в Смоленске, но и в Москве? И – в Европе!

Всему виной любовный треугольник – одна из вечных проблем человечества: «Он – Она – Он». Измены, подмены, горестные переживания, нешуточные страсти, смех сквозь слезы. И – ювелирное писательское мастерство Аркадия Аверченко, который, изображая быт, умудрялся избегать тривиальности и пошлости, писал остроумно, задорно и весело. Один из его излюбленных приемов – рассказ должен быть непременно коротким и построен в форме анекдота с неожиданным и порой парадоксальным финалом.

Несмотря на гиперболу (явное преувеличение) у читателя создается иллюзия достоверности каждого из рассказанных случаев – повествование часто ведется от первого лица. Комизм и нелепость ситуаций, доведенных до абсурда, яркие характеры персонажей, действие вопреки установленным нормам морали, этакая добродушная издевка над скудоумием или глупым поведения героя – фирменный стиль веселого реалиста. Сатирика, описавшего быт «строителей коммунизма», которые таковыми не являлись, мещанские радости и нэпмановские страстишки.

                 «Полтора месяца прохохотали!»

И надо же было такому случиться, что именно четыре рассказа Аверченко - «Ольга Николаевна», «Ключ», «Самоубийца», «Сазонов» тридцать лет тому назад попали в руки гениального безумца Игоря Войтулевича, творившего на смоленской сцене нечто невообразимое! Почему невообразимое? Да потому, что его драматургию всегда отличала небанальность подхода к объекту интереса, неистощимая фантазия и умение сочетать театр переживания и театр представления.

А пригласил Войтулевича – ученика Андрея Гончаров и Марка Захарова - в Смоленск весной 1994 года Петр Дмитриевич Шумейко. Случайно столкнулся с ним в кулуарах Министерства культуры - обрадовались друг другу несказанно! Шумейко и Войтулевич были хорошо знакомы по Забайкальскому драматическому театру, где в середине 80-х годов оба начинали: Петр Дмитриевич как режиссер, а Игорь Генадьевич – как актер после Новосибирского театрального училища.

«Какой, к черту, Архангельск? Ты будешь делать в Смоленске все, что угодно», - пообещал Шумейко 36-летнему Войтулевичу, который только что вернулся из Израиля, где работал над созданием театра «Гешер», с которым успел побывать во многих городах Европы и США.

Только благодаря  свободе и творческой природе художника можно создавать восхитительные вещи, а не рутинные спектакли – болванки «для галочки». Вот он и создавал их: «Мне никто не запрещал ставить все, что я захочу. Хоть черта в ступе! В Смоленске было совершенно наплевать на пошлую торговлю лицами.  Важно было решить творческую проблему – то, что имел в виду Шекспир, Островский».

Войтулевич был Поэтом сцены, способный настроить каждого актера, участника постановки и сотворчества, как музыкальный инструмент. Только он мог найти ответы на ряд сложнейших вопросов. Он знал, когда режиссура превращается в поэзию, а спектакль рождается не в тяжких муках творчества, но в… проказах и радости. Это ему было свойственно превращать сценическое действо в образное, метафоричное до мельчайшего драматургического слога цельное художественное произведение, которое побуждает публику не только сопереживать, но и думать.

«Творчество должно быть игрой, хулиганством, эпатажем, но не пошлым, - любил говорить Игорь Геннадьевич. - Когда мы ставили «Страсти роковыя», артисты так и не поняли, как получился спектакль. Полтора месяца прохохотали! В смехе родился долгожитель. Но это уже не мой спектакль...».

           «Хотелось под кресло провалиться…»

Когда ту же «Ромео и Джульетту» привезли в Москву, покинувшему Смоленск Войтулевичу было… стыдно: «Хотелось под кресло провалиться, когда ко мне Касаткина подошла: «Спектакль-шарм!» Постановка – живой организм, в который режиссер вдохнет свою жизнь, свои мысли и чувства  в каждого актера на сцене. Придет другой человек, и спектакль изменится. В лучшую сторону, или нет, но чудо может исчезнуть. С другим режиссером «Ромео и Джульетта» Войтулевича утратила изначальную систему смыслов и образов, которые Игорь Геннадьевич вложил в инсценировку пьесы Шекспира.

Да бог с ней, с Джульеттой! Думал ли сам Войтулевич, что его первый спектакль в Смоленске «Страсти роковыя» проживет столько лет и даже переживет его? Нет, конечно! «Никто не мог сказать, что мы сразу попадем».

Попали, да еще как! Тысячи зрителей, успех на гастролях - судьба этой постановки, жанр которой определили как «сценические терзания», счастливая. А первый «звездный» состав был вот какой: ОНА – Светлана Ульянова. Сазонов №1 и №2 - Олег Кузьмищев и Александр Тараньжин. Позднее в «Страстях…» играли Алла Козлова, Игорь Голубев и Екатерина Максимова. Сегодняшняя «ОНА» Мария Вилюнова - страсти вспыхнули с новой силой!

Кстати, в Москве Игорь Войтулевич вернется к своему смоленскому спектаклю - поставит «Дамочку» Аверченкова с Катей Стриженовой, Андреем Чернышевым и Виктором Супруном «по-столичному». Продал, как он сам говорил, душу дьяволу - получил десять тысяч долларов за месяц работы.   «Мне кажется, что мы сделали очень хороший спектакль, - не скрывал в интервью «РП» Игорь Геннадьевич. - Творческий человек растет, словно дерево, вверх, и «Страсти роковыя…», и «Дамочка», - две совершенно разных постановки. Федерико Феллини однажды заявил, что всю свою жизнь снимал один фильм. Почему бы художнику у себя не «украсть»? Да и не воровство это».

А тем временем «Страсти роковыя» продолжают веселую жизнь в Смоленске… Один из 17 спектаклей, которые поставил на смоленских подмостках ушедший в августе 2018 года Войтулевич, обрел бессмертие.

Фото предоставлено администрацией драматического театра.  


Автор: Анастасия Петракова








Загрузка комментариев...
Читайте также
22 минуты назад
Веронику начали искать, когда она вечером 25 июля не вернула...
55 минут назад
Новогодние каникулы предлагается сделать 11-дневными.
сегодня, 21:14
Вероника  сегодня ушла гулять и не вернулась в деревне...
сегодня, 20:30
С 26 июля по 8 августа специалисты проведут плановые гидравл...