С 17 по 21 мая в Смоленске прошла XVI благотворительная кинонеделя «Детский КиноМай». Программа фестиваля – насыщенная, полная встреч и незабываемых впечатлений от ярких фильмов, созданных российскими кинематографистами за последние годы.
В этом году «Детский КиноМай» радовал маленьких зрителей, живущих не только в Смоленске, но и в Сафонове.
В рамках недели кино в Смоленской областной библиотеке для детей и молодежи имени И.С. Соколова – Микитова состоялось специальное событие – встреча с известным киноведом и продюсером Анной Пендраковской. Анна Васильевна – удивительный человек, способный завоевать внимание аудитории, покорить ее с первого слова. А говорит она с болью и трепетом о современном кино – молодом искусстве, интереснее которого ничего в мире нет.
Анна Пендраковская подняла очень важную и непростую тему – «Образ героя в кино и литературе: традиции и современность». Выбор темы беседы с ребятами неслучаен – мы живем в героическую эпоху!
«Вся драматургия строится на образе героя и антигероя, - говорит Анна Васильевна. - Герой – харизматичная личность, которая находится в центре событий и продвигает вперед сюжетные линии во имя какой-то конкретной цели и принимает неожиданные решения. По результатам его поступков мы можем сделать вывод, герой это, или антигерой. Впрочем, поставленный во главу угла персонаж может быть и нейтральным в силу своих личностных качеств или нежелания разрешить конфликт.
Настоящая драматургия начинается в жизни, которая требует от человека моментальной реакции и толкает его на поступок».
Юные смоляне не в восторге от «Слова пацана»
Анна Пендраковская затронула в разговоре со школьниками особенности нашумевшего сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Выяснилось, что многие посмотрели эту провокационную ленту, вызвавшую горячую дискуссию в сети Интернет. Дети честно признались, что не в восторге от фильма, хотя, как они выразились, его «смысловой погруз» интересный.
- Широкую общественность насторожила романтизация культа силы и коллективного прессинга, «Слово пацана» охарактеризовали как вредный фильм, способный возродить недуг, поразивший молодежь в 90-е, - не скрывает Анна Васильевна. – Однако я рада, что вы все поняли правильно, и эта болезненная тема не затронула ваши душевные струны. Вам не грозит зависимость от «левых» и «правых» или боязнь пополнить ряды «чушпанов», вы сами способны сделать свой самостоятельный выбор, свободный от давления извне.
На мой взгляд, в «Слове пацана» сценаристом применен очень необычный прием. Помните сцену, в которой Марат, герой Рузиля Минекаева, приводит подвергшуюся насилию Айгуль на дискотеку в ДК? Речь идет о буллинге – социальном и национальном. Как поступил сценарист? Он помогает подростку уйти в сторону от развязки конфликта, как принято говорить в киносреде, «запирает» его. Почему он так делает? В этой ситуации выбор невозможен. В противном случае Марату придется решиться на самоубийство.
Перед нами пример ювелирной сценарной работы, когда сценарист намеренно не желает искусственно поднимать ситуацию на уровень древнегреческой трагедии, неприемлемой в условиях современности.
Чем «цепляет» «Бумер»?
- Я спросила у студентов суворовского училища, какой из фильмов последних лет им особо запомнился. Ответ меня удивил: ребята отметили криминальную драму Петра Буслова «Бумер», а ведь эта картина вышла на экран в 2003 году и вряд ли может вызвать живой резонанс у юного поколения! Поинтересовалась у кадетов, что именно в этом фильме их зацепило? Неужели противоправные поступки героев «Бумера»? Оказалось, мальчикам показалось важным взаимоотношения парней – то, что они держатся друг за друга. В конечном итоге взаимовыручка приводит героев Буслова к фиаско, но именно крепкая мужская дружба, по мнению ребят, является самой большой ценностью киноленты. Они правильно считали заложенный режиссером смысловой посыл.
Новое время – новые герои
Анна Пендраковская осветила еще один важный аспект в литературе и кино – проблему национального героя:
- В это понятие принято вкладывать весь культурный пласт, который в данный момент эпохи существует в обществе и является надстройкой над самосознанием нации. Национальный герой не представляет собой постоянную величину, потому что эта величина постоянно претерпевает трансформацию. В качестве примера рассмотрим подвиг Павлика Морозова. В бытность СССР именно он был символом национального героя. Мальчик, который ради идеи предал своего отца – кулака и принял мученическую смерть. Павлик ставит общее благо выше личного! Но мир изменился, в 90-е годы происходит ломка идеологии, и мальчик обретает черты антигероя, который будет неизбежно развенчан. Новое время рождает новых национальных героев, и с этим ничего поделать нельзя. Однако сам процесс смены идеологических векторов любопытен, не так ли?
Сердечные раны Анны
Если говорить о героях, то и саму Анну Пендраковскую можно смело назвать героиней, про которую ходят легенды, способные лечь в основу сценария фильма о мужественном и решительном человеке. В начале «нулевых» Пендраковская взяла на себя задачу перевести муниципальные кинотеатры в государственную собственность, став у истоков создания «Московского кино» - сети из 53 кинотеатров. Ей удалось застолбить строку в бюджете Москвы, что в дальнейшем позволило реставрировать кинотеатры, приобретать новое оборудование, восстанавливать кинофонд, в котором хранятся все фильмы, которые кинопрокат приобретал с 1935 года.
Миссия непосильная! Время - сложнейшее, когда в кинозалах было все, кроме кино – ярмарки, автосалоны, экспоцентры.
Однако благодаря усилиям руководства «Московского кино» процесс спасения киноиндустрии сдвинулся с мертвой точки. В январе 2007 года московские власти объявили, что к 2010 году в Москве пройдет реконструкция тринадцати кинотеатров из тех, которые в 90-е годы предприимчивые дельцы превратили в магазины, сауны, рестораны и казино. К «Москино» должны были присоединиться кинотеатры «Художественный», «Рассвет», «Владивосток», «Баку», «Рига», «Марс», «Сатурн» и «Звезда»…
Поговаривали, что именно с кинотеатром «Звезда» у «Москино» вышла серьезная проблема - затяжное судебное разбирательство. В адрес Пендраковской начали поступать угрозы.
В январе 2007 года на Пендраковскую было совершено покушение в подъезде дома № 25 по улице Земляной вал. Анна Васильевна заехала домой переодеться перед церемонией вручения премии «Золотой орел». Главу «Москино» оглушили ударом по голове и, четырежды вонзив в тело 55-летней женщины нож, бросили истекать кровью на лестнице…
Одним из ударов ножа оказалось задето сердце.
Анну доставили в хирургическую реанимацию Института имени Склифосовского. Диагноз - «резаные раны брюшной полости и грудной клетки», состояние критическое. Анне Васильевне чудом удалось выжить после сложнейшей операции, выполненной лучшими хирургами Склифа.
Следователи связали покушение на Пендраковскую с ее профессиональной деятельностью – она была ярой противницей уничтожения отечественной индустрии кино и без устали сражалась с теми, кто сдавал столичные кинотеатры в аренду коммерческим структурам.
В уголовном деле были и другие версии. Анна Васильевна мешала многим, в том числе и застройщикам.
Но сломить эту сильную женщину им не удалось.
Ее духовные силы мог подорвать еще один трагический эпизод, выпавший на долю Пендраковской. В феврале 2013 года руководитель «Московского кино» получила условный срок за гибель инженера в кинотеатре «Нева» на Беломорской улице. Уголовное дело возбудили по ч.2 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека».
В апреле 2012 года подчиненный Пендраковской, находясь на высоте, потянулся за проводом, сорвался со строительных лесов и получил травмы, несовместимые с жизнью.
Анна Васильевна с предъявленным ей обвинением не согласилась: «Это был несчастный случай. Инженер упал с балки не во время исполнения служебных обязанностей. Сотрудник забрался на строительную конструкцию по собственной инициативе».
Глава «Москино» сделала все возможное, чтобы поддержать родных и близких потерпевшего. Пендраковская распорядилась сделать персональную надбавку к зарплате супруге погибшего, которая работала в кинотеатре администратором.
Сегодня Анна Васильевна вернулась к профессии сценариста и киноведа. Пишет сценарии, очерки о кино, принимает приглашения об участии в жюри сценарных конкурсов, а также специализируется на фестивалях детского кино. «В фильмах, ориентированных на детей и подростков, очень велика потребность общества, которое должно задуматься о будущем нашего поколения», - убеждена Пендраковская.
Справка «РП»
Психолог, киновед, кинодраматург, продюсер Анна Васильевна Пендраковская окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа и аспирантуру института. До этого она училась на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Преподавала в институте кинематографии сценарное мастерство.
В 1992 году создала кинокомпанию «Василиса», которая занималась прокатом преимущественно российского кино. С 1994 года продюсирует фильмы и пишет киносценарии. С 1998 по 2002 год - директор кинотеатра «Космос». Летом 2002 года стала первым заместителем директора ГУП «Московское кино», а вскоре была назначена его директором. «Московское кино» было создано с целью возрождения проката отечественных кинофильмов и сохранению кинозалов столицы.
С 2006 года - член экспертной комиссии по игровому кино Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Фото: Ольга Белкина / «Рабочий путь»