«Безумное чаепитие» со смоленской керамисткой Яной Ивановой

Общество
«Безумное чаепитие» со смоленской керамисткой Яной Ивановой

Яна работает с очень непослушным материалом - глиной, занимается лепкой с детства. Со временем хобби стало профессией.


«Мне мама никогда не запрещала ковыряться в грязи»

Мы сидим в уютной студии, и Яна вспоминает, как, когда ей было 6 лет, увидела на улице Октябрьской Революции людей, которые продавали свои изделия. «Я стала расспрашивать маму, что это». Незнакомое слово «керамика» вызвало еще больший интерес. «Хочу лепить!» - талдычила девочка, и однажды мама сдалась и записала ее на учебу к преподавателю художественной школы Анастасии Козловой.

- Помнишь свои первые уроки?

- Да! Ты трогаешь грязь, а она не разваливается. Мне мама никогда не запрещала ковыряться в грязи. Я могла прийти домой вся грязная, но довольная. А тут - из ничего делаешь изделие. Я до сих пор храню фото своей первой работы. Думаю повесить его здесь, в студии, чтобы было видно, с чего все начиналось.

- А что это было?

- Кот. Конечно, мне учительница помогала. Сейчас, когда ко мне приходят люди лепить в первый раз, сразу вспоминаю тот день. Даже запах земли помню. Кто-то говорит, что это запах мокрого асфальта, кому-то морем пахнет. Но для меня смоленская земля пахнет приятной сыростью, будто после дождя летом. В художественной школе этот запах сохранился. Я там недавно была, и аж слёзы подступили. Вот рассказываю, и у меня мурашки по телу пошли.

Волшебный пендель

Хобби Яны не сразу переросло в профессию.

- Я училась в столице, и времени на это увлечение не хватало. К лепке вернулась в 23 года. Помню, в слезах позвонила маме и рассказала, что все мои новые друзья творческие: кто-то на банджо играет, кто-то поёт, кто-то стендапер. А у меня нет хобби. Мама удивилась: «Ты же всю жизнь лепила! Может, тебе снова начать заниматься своим хобби?» Это был тот самый «волшебный пендель».

С продажи друзьям своей посуды откладывала деньги на печку. До 25 лет накопила значительную сумму, а на день рождения родные и близкие, словно сговорившись, подарили мне деньги со словами: «Это на печь». И я ее сразу купила. А мама через знакомую нашла мне студию и помогла с арендой.

- И ты начала проводить первые мастер-классы?

- Да. Правда, сначала очень стеснялась и боялась… Плюс никак не могла уйти с наемной работы. Но решилась! Студии в ноябре будет два года.

- Люди приходили охотно?

- Они у меня очень спонтанно начали появляться, когда еще занималась керамикой в мамином помещении. Я начала вести группу в ВКонтакте, где написала, что хочу провести групповой мастер-класс. Ко мне пришли сестра и знакомые. На фестивале «АРТ-Маяковский» меня начали расспрашивать, можно ли научиться лепить. Так собрался первый масштабный урок. На нем было 9 человек, и он шёл 9 часов. Следующие желающее появились через неделю. Удивительно, но раньше я мечтала заниматься только индивидуальными заказами, а сейчас мне очень нравится делиться знаниями и энергией с другими людьми.

- Какие ученики запомнились больше всего?

- Ко мне приходит удивительная семья: дочь работает на гончарном круге, а мама лепит вручную. Для меня было очень приятно научить кого-то лепить самостоятельно на гончарном круге. Потому что для меня он до сих пор огромный страх. Это очень сложный процесс, когда руки находятся в огромном напряжении. Первые изделия у всех получаются маленькими. Потом они становятся всё больше и больше. Кусок глины-то одинаковый, но он стачивается из-за воды и страха что-то сделать не так.

А еще я очень жду на мастер-класс маму. Зову ее уже года три. Мама, если ты читаешь это интервью, пожалуйста, приходи!


Керамический мир «Алисы»

Сейчас Яна находится в поиске своего стиля. Пробует, экспериментирует...

- Я никогда не делаю что-то под копирку. Могу увидеть форму и картинку, объединяю, и получается что-то интересное. Некоторые говорят, что у меня свой стиль. Я же считаю, что пока нахожусь в его поисках.

Пробую глины, они разные. Есть коричневая, её ещё красной называют, смоленская. Я из нее лепила больше всего - до 20 лет. А потом узнала, что есть белая. Ещё заказала карандаши керамические, потому что обычными не порисуешь, графит сгорит при 1000 градусах.

Сейчас Яна «балуется» на белой посуде: тут полосочки сделает, там цветочки. А вот зимой её тянет лепить зайцев.

- Заметила, что на маркетах меня всё время спрашивают про зайцев, я у них почему-то ассоциируюсь именно с ними. Действительно, первая моя работа на маркете - большой кролик. Я лепила коллекцию персонажей из «Алисы в Стране чудес»: Шляпник, кролик, чеширы, карты, домики-подсвечники. Потом стала делать миниатюрных кроликов, и люди это запомнили.


«Далеко не из всего можно лепить посуду»

От идеи до готового изделия проходит много времени. Чтобы получить керамическую кружку или фигурку, глина должна пройти несколько этапов: лепка, сушка, обжиг, покрытие глазурью и снова обжиг. В среднем процесс занимает две недели.

- Кролика я лепила 8 часов. Желательно слепить всё за день, потому что глина сохнет. Можно продолжить и на следующий, но надо её изолировать от воздуха. Из высохшей глины особо ничего не слепишь. Потом изделие, в зависимости от размера, 5 - 10 дней сушится.

Если глина не высохнет и отправится сразу в печь, она взорвётся от воды. От воздуха же она может взорваться, если мы плохо ее промяли. Если бы я в кролике не сделала какую-нибудь отдушку, создалось бы вакуумное пространство, воздух нагрелся в печке и вышел наружу, а кролик взорвался. Такие моменты надо обязательно учитывать.

Поделка проводит в печке где-то сутки: 12 часов печка нагревается, 12 часов - остывает. Зимой печка намного быстрее остывает, летом это может занимать до 18 часов. После печки изделие становится кирпичным. Для посуды этот формат не очень подходит. Если в изделие налить воду, оно будет в себя всё впитывать и станет хрупким. Надо сделать его более прочным, и тут как раз на помощь приходит глазурь. Глазурь - это стекло. Кирпич просто окунается в глазурь, сначала это выглядит как дымка, а потом она застывает. Если высохшее изделие окунуть в воду, оно растворится. Тут нам в помощь гипс. Если мы берём разведённую в воде глину, кладём на гипс, он забирает воду. Мы собираем эту кашицу, проминаем, и она становится пластичной. Поэтому керамику обжигают. Чтобы изделие не впитывало в себя воду, нужна глазурь, но у неё есть свои тонкости. Сейчас очень много керамистов, и не все знают, что есть глазурь, которую нельзя совмещать с едой, она исключительно декоративная. Так что не из всего можно лепить посуду.

- Что тут важно учитывать?

- Не из всех глин керамисты могут делать посуду для ресторанов. Они не знают такого понятия, как водопоглощение. Глина как губка: она впитывает воду, хоть это и незаметно. По ГОСТу у глины для ресторанной посуды водопоглощение должно быть до 2,5%. Моя посуда для дома хороша, но у глины 17% поглощения. Она впитывает воду и со временем вымывается, появляется кракелюр, и через трещинки люди начинают употреблять глину.

- Как понять, что кракелюр (трещина) на кружке вреден?

- Есть крутой способ проверить, травит нас любимая кружечка через кракелюр или нет. Берем лимон или лимонную кислоту (последнюю разводим), тряпочки, похожие на влажные салфетки, которые уже подвысохли, макаем их в лимонный сок или лимонную кислоту и заворачиваем кружечку/тарелочку, чтобы тряпочка касалась донышка, после чего оставляем на сутки. Потом открываем: если на кружке где-либо поменялся цвет или она обесцветилась, возник налёт, то такую посуду нельзя использовать.


«Если гончар умеет делать всё одного размера, это высший пилотаж»

Сейчас Яна активно следит за другими керамистами, в том числе зарубежными.

- Англичанин Флориан Гэдсби мастерит очень много изделий на гончарном круге и все под линеечку. Если гончар умеет делать всё одного размера, это высший пилотаж. Ещё слежу за московскими студиями. Их посуда, кстати, есть в смоленских кафе. Но они лепят не вручную, а отливают.

Есть три вида создания посуды: ручная лепка, гончарный круг и литьё. В этом случае форму закрывают и заматывают резиночкой, чтобы она не открылась. Через дырочку наливают жидкую глину, она называется шликер. Консистенция у нее как у густых сливок. Глина оседает, вода забирается гипсом. В конце форму переворачивают, лишнее выливают, и - нате, готовая тарелка. Рельефная посуда со всякими деталями так и делается. Один раз слепили тарелку, с неё взяли форму и радуйтесь.

Но у каждого способа есть свои минусы. Ручная лепка долгая и имеет 10 - 20% брака на производстве. Гончарный круг чуть-чуть быстрее, а брака 30 - 40%, в шликерном же деле брака 50 - 100%.


«Надо бояться и делать»

- Есть у тебя ещё мечты, которые хочется воплотить?

- Литьё. Думаю заказать себе формочку и попробовать. Перед Новым годом займусь. Ещё хотелось бы сделать пару пробных кружек: одну на гончарном круге, другую вручную. Интересно отдать одно й из кофеен, чтобы посмотреть, сколько они проработают.

Кроме того, Яна хочет попробовать внести изменения в свою квартиру. Ведь из керамики можно слепить всё: вешалки, дверные ручки…

- Что бы ты пожелала начинающим керамистам?

- Во-первых, не бойтесь. Все боятся, а надо бояться и делать. Во-вторых, вести соцсети, потому что керамисты зачастую лепят очень крутые вещи, но продавать ничего не получается. В-третьих, терпения, ведь приходится учиться на ошибках. Ещё керамическое сообщество очень дружелюбное: у нас есть чат на всю страну. Можно задавать максимально глупые вопросы, и вам помогут. Нас там около 4 тысяч человек. Опытные керамисты с удовольствием делятся своими знаниями.

 

Лидия КРАВЧУК.

Фото из архива Яны Ивановой.









Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Этим красочным аккордом завершается День памяти и скорби – д...
вчера, 21:46
Вчера, 21 июня, исполнилось 115 лет кинологической службе уг...
вчера, 21:02
Все потерпевшие попались на классические уловки дистанционны...
вчера, 20:17
Суд разобрался в обстоятельствах и восстановил справедливост...